ДОНАЛЬД ДЭВИДСОН КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОНСЕРВАТИЗМА

В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ США

 

Кизима М.П.

 

 


Д

ональд Дэвидсон (1893‑1968) ‑ историк, поэт, литератор, педагог и общественный деятель ‑ был одним из организаторов и идеологов движения "южных аграриев".

Манифест этого движения "Вот моя позиция. Юг и аграрная традиция" вышел в свет в 1930 г. Юг США оказался тогда как бы на стыке двух эпох: его аграрное, полупатриархальное общество должно было стать частью современной промышленной цивилизации. С середины 20‑х XX в. этот процесс развернулся в полную силу, и проходил он, конечно, не без затруднений. Юг как бы перекраивался по северному образцу: ему навязывался процесс промышленного, капиталистическо­го развития. Именно в этих условиях родилась идея "южного" патриотического движения. Неприятие "северного" (промышленного, капиталистического) пути развития страны и противопоcтавление ему "южного" (аграрного), составило основу движения "южных аграри­ев".1

Нередко движение аграриев, в том числе работы Дэвидсо­на,рассматривают исключительно как пример крайнего и агрессив­ного консерватизма и "классицизма" (по определению Т.Хьюма). На этом основании их деятельность характеризуют резко отрица­тельно, полностью отрывая аграриев от демократичес­кой традиции американ­ской культуры. 2

Однозначность оценок позиции аграриев не позволяет понять всей сложности данного явления. Во‑первых, безоговорочное отнесение аграрного движения к традициям крайнего консерватиз­ма представляется неверным. Во‑вторых, само понимание консерва­тизма, его реального места в интеллектуальной традиции США требует, на наш взгляд, серьезных уточнений.

Одной из характерных особенностей американской культуры п­редставляется плодотворный диалог между либеральной и консер­вативной тенденциями. Симптоматично, что, обосновывая свои позиции, и либеральные мыслители и консерваторы опираются на идеи Томаса Джефферсона, который, тем самым, оказывает­ся у истоков и либерального и консервативного мышления в США. Работы Дэвидсона могут служить ярким примером этих сложных взаимоотноше­ний либерализма и консерватизма в американской интеллектуальной традиции.

Р.Кирк, автор известной книги об англо‑американской консерва­тивной мысли, выделяет шесть основных принципов консерва­тивного мышления:1)вера в трансцендентный порядок, определяющий жизнь и общества и индивида, в то, что политические проблемы суть в основе своей проблемы религиозные и моральные; 2)любовь к неизбывному многообразию и тайне человеческого бытия (в отличие от однообразия и утилитарных целей большинства радикальных систем); 3)убеждение в том, что цивилизованному обществу необходимы сословия и классы, а не бесклассовость; 4)убеждение в том, что существует тесная связь между свободой и частной собственностью; 5)вера в установленные традиции и формы жизни, обычаи и порядки и недоверие к тем, кто стремится переустроить общество по абстрактным схемам; 6)понимание того, что перемены далеко не всегда ведут к лучшему, а здравые реформы общества требуют от государственных деятелей благоразумия и осторожности.3

Хотя книга Р.Кирка не включает ‑ хронологически ‑ аграриев, их позиции действительно отвечали всем основным параметрам консервативного типа мышления. Более того, они внесли весомый вклад в его развитие в ХХ в.

В общественно‑политическом плане консерватизм ‑ антипод либерально‑прогрессистского , радикального мышления; в более широком, культурологическом, смысле он ‑ противник "романти­ческого" типа сознания с его верой в индивидуализм, возможность и желательность волевого переустройства мира. Такой тип сознания стал определяющей реальностью в эпоху Ренессанса, а затем Просвещения и в виде либерально‑прогрессистской идеологии дошел до ХХ в.

Наряду с И.Бэббитом, Т.Хьюмом, П.Э.Мором, Т.С.Элиотом аграрии, в том числе и Дэвидсон, были убежденными противниками романтического миропонимания. Достаточно сказать, что отвергае­мую ими промышленную цивилизацию они считали продуктом романти­чес­кого типа сознания.

Они разделяли определение "романтизма", предложенное Т.Хьюмом. Основное положение "романтизма", по мнению Хьюма, заключалось в том, что человек представляет собой неиссякаемый источник возможностей, надо только изменить общественный строй, и тогда эти возможности будут беспрепятствен­но развиваться и приведут к прогрессу. "Романтизму" он противопо­лагал "класси­цизм", где человек, напротив, ‑ заданная и ограниченная форма жизни, его природа неизменна, ему необходи­мы традиции и общес­твенные установления4.

Архетипом романтика был для консерваторов‑классицистов Руссо (книга И.Бэббита так и называлась "Руссо и романтизм", 1919).Аб­страктному "естественному" человеку Руссо консерваторы противо­поставляли "человека цивилизованного": "искусство ‑ вот природа человека", ‑ писал Эдмунд Берк5; о "цивилизованной традиции" писал и аграрий Аллен Тейт 6.

В американской культуре радикально‑"романтическую" идею абстрактного "человека вообще" утвердили еще в ХVII в. пуритане, верившие в возможность прямой связи между Богом и человеком вне посредничества церкви, что как бы абстрагировало отдельного человека от общественных связей. Потому глубоко закономерен переход "классицистов" Тейта ‑ в католицизм, Элиота ‑ в англикан­скую церковь. "Романтическое" понимание "человека вообще" как неиссякаемого источника всех общественных установле­ний выразилось и в Декларации независимости, и в Американской конституции, и,конечно, в работах Джефферсона, Пейна и др. Их принципы положены в основу американской либераль­но‑демократической традиции, многое в которой было подвергнуто аграриями резкой критике.

Справедливость этой критики по целому ряду направлений трудно отрицать. "Все люди рождаются равными...", ‑ это писали рабовла­дельцы, создавая государство, в котором рабовладение было узаконено. Реальная жизнь не укладывалась в их абстрактную "романтическую" схему. Заметим, что на абстрактность буржуаз­но‑демократических идеалов указывали и те, кто критиковал это общество с совсем иных позиций, чем аграрии, в частности, Карл Маркс.

Вместе с тем, было бы глубоко неверно видеть в аграриях лишь ветвь современного философского и политического консерва­тиз­ма,лишь пример этой общей мировоззренческой ориентации.

Когда аграрии еще только готовились к борьбе, определяя свою позицию, они писали о том, что она должна быть в позитивном плане "авторитарной, аграрной, классической, аристократической" 7, ‑за исключением "аграрности" почти полный слепок с известной триады Элиота (роялизм в политике, англо‑католицизм в религии и классицизм в искусстве). Но в контексте реальной общественной полемики консервативные позиции аграриев подверглись существен­ному пересмотру. Жизнь преобразовала их в нечто совершенно иное по сравнению с первоначальным замыслом.

Реальным источником идей и опорой в деятельности аграриев оказалась, как это ни парадоксально, та самая демокра­ти­ческая традиция американской культуры, которую они же критико­вали, что трансформировало и их отношения с романтическим типом мышления.

Книга Дэвидсона "Наступление на Левиафана: регионализм и национализм в Соединенных Штатах" (1938) стала вехой в разработке общей идеологической платформы аграриев. Движение аграриев ставило себе целью противодействие тенденции к "левиафа­новским", тоталитарным формам государственной и общественной жизни. Общенациональным формам государственного контроля и стандартиза­ции (именно в этом смысле употреблял слово "национа­лизм" Дэвидсон) аграрии противопоставляли регионализм: стремле­ние к региональной самобытности, уважение региональной специфики, истории, самоуправления, культурной жизни. Регионализм представ­лялся им реальным противовесом тоталитаристским тенденциям американской жизни ХХ в.

В борьбе с Левиафаном регионализм привлекал и других консервативных критиков современной цивилизации, в частности, Элиота. В книге "Заметки к определению культуры" (1948) в главе "Единство и разнообразие: регион" он пишет о том, что для процветания культуры народа "важно, чтобы человек чувствовал себя не просто гражданином какой‑либо определенной страны, но гражданином определенной части этой страны" 8, каждая местность должна иметь свою характерную культуру, которая, взаимодействуя, должна обогащать культуры соседних регионов. В этом Элиот видел одну из "абсолютных ценностей" 9. Он предупреж­дал, что создание некоей единообразной мировой культуры фактичес­ки означало бы дегуманизацию человечества, "было бы кошмаром"10, что единообра­зие ведет к обеднению и в рамках культуры одной страны.

В своей книге Дэвидсон подверг критическому анализу работы американских историков А.Шлезингера, Ч.Бирда, Ф.Дж.Тэрне­ра и др. Дэвидсон не разделял мнения Шлезингера и Бирда, рассматривавших американскую историю как проявление общих экономических законов. При таком подходе, подчеркивал он, исчезает все конкретно специ­фическое и американская история становится "просто трансатланти­ческой фазой в общем и непреодо­лимом социально‑экономическом процессе"11. Их методология фактически оправдывает, по мнению Дэвидсона, возникновение современного Левиафана как экономичес­кую неизбеж­ность, как путь "прогресса"12.

"Наступая на Левиафана", Дэвидсон убежденно доказывал, что США формировались не как единое централизованное целое, а как союз отдельных регионов, и это происходило естественным истори­ческим путем. Различия между регионами определялись и географи­ческими особенностями земель, и культурой тех этнических групп, которые приходили туда в качестве переселенцев и многими другими факторами. (Дэвидсон в этом отношении разделяет концепцию Тэрнера.)

Конечно, истина относительно исторического развития США находится, как всегда, в золотой середине. Ни чрезмерный акцент на особенном, специфически американском в ущерб общим экономи­чес­ким законам, ни забвение конкретных факторов, существенно менявших действие этих законов на американской почве, не способствуют ее выявлению. Дэвидсон же порой увлекает­ся "почвен­ни­чеством", неправомерно противопоставляя "европейский" подход Бирда "американскому" подходу Тэрнера 13.

Развивая позиции консерваторов‑традиционалистов,  Дэвидсон защищал регионализм как естественную реальность и традицию американской жизни, являющуюся гарантом против современ­ного Левиафана. Он подчеркивал, что федеральное правительство было бы пустым звуком, если бы не традиция. Союза, которая стала привычкой повседневной жизни и делает Конституцию живой реаль­ностью. Его ответ в политическом плане ‑ сочетание федерализма и местной автономии: многообразия и свободы в единстве 14(в этом Дэвидсон проявлял взвешенный подход).

В концепции Тэрнера, которой Дэвидсон отдавал предпочтение­, важен, однако, и другой оценочный момент. Тэрнер, подчеркивал Дэвидсон, учитывает землю и людей, живущих на ней, как постоянный исторический фактор, ведущий к более или менее постоянному разнообразию. Таким образом, Тэрнер, по мнению Дэвидсона, стоит за гибкое децентрализованное правитель­ство. В этом он для Дэвидсона последователь Джефферсона. Дэвидсон приходит к выводу о том, что регионализм, "весьма вероятно, непременное условие демократического правления в Соединенных Штатах" 15.

Итак, в своей общественной программе Дэвидсон обраща­ется в качестве первоисточника к джефферсоновским традициям американ­ской демократической мысли. Дэвидсон особо подчеркивал, что именно Юг дал Америке двух ее великих демократов: Джефферсона как теоретика и Джексона как практика, ‑ и указывал, что их идеи опирались, в свою очередь, на традиции Возрождения и Реформации 16.

Однако в трактовке наследия Джефферсона проявились, вместе с тем, консерватизм и утопичность позиций Дэвидсона. Он не замечал, что в реальной общественной ситуации 1930-х многие принципы Джефферсона приобретали иное звучание, несли иную политическую нагрузку. Дэвидсон пытался прямо приложить их к современности, использовал их для критики Нового курса Рузвельта.

В Джефферсоне Дэвидсон видел своего предшественни­ка‑агрария. Аграрии совершенно обоснованно указывали на то, что Джефферсон пытался возродить свободного земледельца, лишенного собственности нарождающимся капитализмом XVIII в.17. К тому же, вслед за Джефферсоном аграрии считали традиционную земельную собственность важнейшим средством выражения моральной природы человека (неразрывности морали и того, как человек добывает себе средства к существованию) и потому видели свою задачу в ее восстановлени­и.

Аграриям были близки многие общие положения джефферсонов­ской философии, основанной на убеждении, что обычный человек обладает индивидуальной нравственностью и автономией, что общество ради своего же блага должно это уважать, что человеку можно доверять и он способен разумно распорядиться своей жизнью, а вот прави­тельству не следует очень доверять, оно должно быть по количеству небольшим и ограниченным в полномочиях, что экономика должна быть основана на аграрном хозяйстве. И хотя Джефферсон как реальный политик делал массу уступок в пользу развития мануфактур и торговли, он никогда не отказывался от приоритета аграрного труда. Дэвидсон считал Джефферсона одним из первых борцов против Левиафана 18. Он писал, что американская форма правления создана именно такой "потому, что Джефферсон и другие предвидели в общих чертах, что может произойти, и потому, что они хотели предотвра­тить как раз те дилеммы, которые сейчас стоят перед страной"19. Таким образом, идеолог Века Разума, "индивидуа­лист‑романтик" Джефферсон был для агрария Дэвидсона живым современником ‑ и противником, и единомышленни­ком.

Недаром позже, в 1953 г. в поэме "Брат драконов" Р.П.Уоррен, в 30‑е годы бывший также участником аграрного движения, именно Джефферсона сделал своим главным героем. Просветительские взгляды Джефферсона подвергаются в поэме суровым испытаниям, ему приходится пройти нелегкий путь разочарования, утраты иллюзий и обретения нового знания, сохраняющего верность лучшим просвети­тельским идеалам, но обогащенного сложным опытом реальной жизни. Надо сказать, что "романтизм" как тип сознания, куль­турологи­ческое и художественное явление сам по себе далеко не однозначен. Консервативное мышление в ХХ в. постепенно все отчетливее осознавало свои непростые взаимоотношения с ним.

У английского консервативного мыслителя дистрибутис­та Дж.К.Честертона, чьи взгляды были во многом типологически близки аграриям, есть знаменательные рассуждения о Руссо, фигура которого была для консерваторов квинтэссенцией "романтического" сознания.Честертон же увидел в дистрибутизме не только отрицание, но и продолжение идей Руссо, стоявшего у истоков современной эпохи.Честертон писал, что "Руссо выступал за ряд жизненно важных истин" и самая важная из них - это "вера в Благородного Дикаря" и возвращение к Природе. Честертон отмечал значение "романтичес­кой реакции" в целом, Руссо как человека, который в Век Разума и надвигавшейся Революции "увидел глубокую потребность человека в Возвращении" и недостаточность веры в прогресс 20.

Так что и критика романтического типа сознания и союз с ним южан‑аграриев отнюдь не случайны. Напротив, они закономерны. Это глубоко осознавали и сами аграрии. Характерное признание сделал друг Дэвидсона А.Тейт, вспоминая движение аграриев и оценивая его с позиций 60‑х годов: "Мне глубоко близка идея ... об анархичес­ком обществе (буквально: обществе без правителей); это старая американская доктрина, восходящая в Соединенных Штатах ко времени, когда Вордсворт пропагандировал ее в Англии; ее поборником у нас был Томас Джефферсон; ее возродила лет тридцать тому назад группа южных писателей и переименовала в аграрное общество. За этими различными версиями органического общества таится миф о единстве бытия..."21. Для агрария Тейта, как и для Дэвидсона, в одном ряду поэт‑романтик Вордсворт, Джефферсон и сами аграрии.

В трудах Дэвидсона идея органицизма проводится последо­вательно в качестве его ключевого понятия; конкретное, данное в чувствен­ном восприятии, противостоит асбтрактно‑логическому. Вот, например, как Дэвидсон обосновывает регионализм. Очертания штатов отвечают, писал он, "скорее геометрическим, чем географи­ческим формам"; "и штаты и федеральное правительство представ­ляют собой концепции, или организации, а не организмы"22. Настоя­щим же, географическим делением являются регионы. "Реальное явление не находит открытого выражения в абстрактной концепции. Организа­ционные структуры не совпадают с организмами. Мы ‑ федерация штатов, но мы нация краев", ‑ заключает Дэвидсон. Неписаная конституция американской нации, по мнению Дэвидсона, это "краевая конституция, явствующая из обычаев людей и их политических склонностей и не явствующая из писаного докумен­та"23.

Как видим, философское обоснование регионализма Дэвидсон находит в органичности его как явления, соответствующего реально­му "телу мира". Он верит, что современный американец, "уставший от абстракций и новизны", "предпочитает конкретное", "хочет чего‑то такого, что апеллировало бы не только к его разуму, но и к его любви" 24. Эта апелляция к чувству в отличие от холодной логики разума весьма характерна для позиций аграриев.

Весь этот комплекс общих мировоззренческих принципов убедительно свидетельствует о типологическом родстве аграриев с романтизмом. Так получилось сложное, на первый взгляд неожидан­ное, соединение резко антиромантического "неоклассицизма" по типу Элиота и глубоко романтических тенденций. Даже сам аграрный эксперимент южан напоминает общественные эксперимен­ты романтиков, например, Брук‑фарм американских трансцен­денталис­тов или планы Колриджа по переселению в Америку для основания там общины. Как и программа аграриев, эти эксперимен­ты исходили из стремления к созданию образца  органического человеческого сообщества, восстановления единства человека и окружающего его мира. И движимы они были единой причиной ‑ индустриальным переворотом, поставившим на место связей между людьми, а также между людьми и природой только экономический интерес.

Стоит вспомнить, что именно в романтизме созрели представ­ление о сложности общества как живого организма, отторжение стремления к решению общественных проблем подобно математическим уравнениям, критика способности логического разума регулировать жизнь человека и общества.

Однако аграриям было свойственно и деятельное устремление к  преобразованию общества. Отсюда и их собствен­ная общес­твенная активность. Тейт, заключая свои рассуждения о регионализ­ме, писал, что региональное сознание "способно во многом исправить разрушающееся и коррумпированное общество, как, например, сегодняшний Юг, если только найдутся люди, которые будут страстными поборниками этих идей"25. Так что консерватизм позиций аграриев вовсе не исключал "романтического" импульса по переус­тройству мира.

Здесь уместно вспомнить Дж.С.Милля, который считал двумя великими умами и точками притяжения ХIХ в. ‑ века романтизма в его широком культурологическом понимании ‑ Колриджа и Бентама 26. Действительно, это два противоположных полюса эпохи, интел­лек­туальное выражение ее внутреннего противоречия. Южане в ХХ веке, ища своих предшественников в ХIХ в., естественно склонялись к Колриджу, как и их противники в веке ХХ станови­лись последова­телями Бентама, его веры в рациональное начало и критерий практической пользы.

Но вот что характерно: отнюдь не "оторванный от жизни" поэт, а экономист, чье значение в развитии экономической мысли ХХ в. трудно переоценить, Дж.М.Кейнс пришел к выводу, что разъедают современную цивилизацию не консервато­ры‑традиционалисты и христиане, а "Бентамовская расчетливость", всецелая сосредото­ченность на экономическом критерии27. Возможно, именно эта мысль подвигла Дж.М.Кейнса к пересмотру экономических принципов организации промышленного общества.

Даже не разделяя консервативных принципов аграриев, нельзя не видеть их значения как необходимого баланса инакомыслия, необходимой критики безудержного прогрессизма. Десятилетия, прошедшие со времени выхода в свет книги Дэвидсона, высветили не только слабые, но и сильные стороны его платформы. Интерес к этой книге не ослабевает. В 1991 г. она вышла новым изданием.

Итак, можно сказать, что, критикуя современную промышленную цивилизацию "справа", консерватор Дэвидсон находил себе опору и в либерально-демократической традиции, в первую очередь в трудах Джефферсона. Консервативно-"классицистское" начало в позиции Дэвидсона сочеталось с началом "романтическим". В этом одна из характерных особенностей его наследия, свидетельствующая о существенной трансформации либерального и консервативного типов мышления в американской культуре XX в.

 ПРИМЕЧАНИЯ.

 

1.Подробнее см.:  Кизима М.П. "Южные аграрии" и их манифест (к вопросу о роли Юга в развитии американского обществен­ного  сознания) //Американский  характер:Очерки  культуры США.  М., 1991. С.133‑153.

2. Cм.,  например:  Karanikas A. Tillers of a Myth: Southern Agrarians as Social and Literary Critics. Madison; Milwaukee, London, 1966. P.VIII.

3.Kirk R. The Conservative Mind: From Burke to Eliot. 7th rev.ed. Chicago; Washington, 1986. P.8‑9.

4.Hulme T.E. Speculations: Essays on Humanism and the Philosophy of Art /Ed. by H.Read. London; New York, 1924. P.116‑117.

5.Kirk R. Op.cit. P.51.

6.Tate A.  Reason in Madness:  Critical  Essays.  Freeport. New York. 1968. P.203.

7.Lytle A.,  Tate A. The Lytle‑Tate Letters: The Correspon­dence of  Andrew  Lytle  and  Allen  Tate /Ed.  by Th.D.Young and  E.Sarcone. Jackson;  London. 1987. P.34.

8. Eliot T.S.  Notes Towards the Definition of Culture.London. 1948. P.52.

9.Ibid. P.54.

10. Ibid. P.62.

11. Davidson D.  Regionalism and Nationalism in  the  United States: The Attack on Leviathan /With a New Introd. by R.Kirk. New Brunswick (U.S.A.); London (U.K.);, 1991. P.31.

12.Ibid. P.33.

13. Ibid. P.37‑38.

14. Ibid. P.368.

15. Ibid. P.102.

16.Ibid. P.266, 328.

17.Tate A. Op.cit. P.219.

18.Davidson D.

19.Ibid. P.329.

20.Chesterton G.K.  A Note on Rousseau //The Chesterton Review. 1993. November. Vol.XIX. N 4. P.454,455.

21.Tate  A.  Essays of Four Decades.  Chicago, 1968. P.377.

22.Davidson  D. Op.cit. P.6.

23.Ibidem.

24.Ibid. P.11, 12.

25.Tate A. Essays of Four Decades. P.545.

26.Kirk R. Op.cit. P.133‑134.

27.Ibid. P.117.


 

 

 

 

назад                     оглавление                 вперед