ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ
И БОЛЬШОЙ
БИЗНЕС В
США
В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ
XIX в.
Саломатин
А.Ю.
"Признаюсь,
я еще не уяснил для себя того,
что понимают под индустриализацией,
‑ воскликнул Жан Бертен.
‑ Железную дорогу? Хлопок? Каменный
уголь? Металлургию? Осветительный газ?
Белый хлеб?"1 Судя по всему в
зарубежной науке нет установившейся
точки зрения, как нет и единого подхода к
периодизации индустриальной
истории. На наш
взгляд, при всех прочих критериях индустриализации
(или "второй промышленной революции"
как ее нередко называют зарубежные авторы)2
безусловным ее индикатором является
феномен большого бизнеса. В свою очередь
сам большой бизнес не смог бы стать
поистине большим без соответствующей
структурной перестройки экономики.
Р |
аботы американских авторов за последние годы убедительно показали, что большое богатство и усиливающееся социальное расслоение в обществе не были свойственны лишь последней трети XIX в. Успехи промышленного переворота и массовая иммиграция из Европы в 1820‑1830‑е годы стимулировали динамику социально‑экономической жизни, в результате чего доля 1% и 10% самых состоятельных американцев в совокупном богатстве повысилась.3
И все же до эпохи гражданской войны большие состояния носили налет избранности и аристократизма, решающее значение при вступлении в клан богачей имел фактор наследства. Как утверждали некоторые современники в 1830‑е годы, "Соединенные Штаты Америки вышли из‑под колониальной зависимости Англии всего полвека тому назад, число крупных состояний у них очень мало, а капиталы еще более редки".4 И хотя новейшие исследования показали, что ряды крупных собственников не были уж столь немногочисленны (в Нью‑Йорке в 1830‑е годы около 100 человек имели состояние не менее 100000 долл., в Бостоне ‑ 75, в 1840‑е годы "стотысячников" было 300 в Нью‑Йорке и 150 ‑ в Бостоне)5, группировка самых состоятельных американцев носила замкнутый, социально пассивный характер. Главными источниками обеспеченности были городская недвижимость и торговля. Так, в Нью‑Йорке в 1850‑е годы процветали в качестве земельных собственников Бикман, Честермен, Коддингтон, Каттинг, Делафлейн, Ливингстон, Лориллард, Мотт, Фелпс, Рузвельт, Шурмерхорн, Ван Ренселлер, Уитни6, хорошие дивиденды приносила торговая деятельность, о чем свидетельствует судьба Э.Моргана, М.Тейлора, Р.Мейси, С.Лоу. "К 1840 г. в Нью‑Йорке действовало 400 торговых фирм, занимавшихся внешней торговлей. Их дополняли примерно 900 комиссионных торговцев"7 В то же время очень немногие зависели в своих прибылях от промышленности, еще меньше представителей элиты непосредственно ею занимались. Так что Лоуэллы, Эпплтоны и Лоуренсы из Бостона, положившие начало текстильной промышленности в Новой Англии, были среди богачей исключением. Характерно, что подавляющее большинство самых богатых граждан в северо‑восточных городах в справочниках и списках налогоплательщиков были обозначены как "купцы" или "брокеры".8
В 1842 г. редактор газеты "New York Sun" М.Бич выпустил первый справочник о богатейших людях Нью‑Йорка. Список в нем возглавлял бывший организатор торговли пушниной на фронтире и предприниматель с недвижимостью Дж.Астор. Тогда его состояние "оценивали" в 10 млн.долл. ‑ феноменальную по тем временам сумму.9 После смерти Астора в 1848 г., стали известны подлинные размеры его состояния ‑ 20 млн.долл. Тогда же, в 1840‑е годы, стало впервые употребляться слово "миллионер". В 1845 г., возможно, 10 жителей Нью‑Йорка были миллионерами. В 1860 г., согласно справочнику Р.Воуза, миллионеров насчитывалось 115. Список по‑прежнему возглавляли Асторы. Главный наследник основателя династии к 1860 г. обладал состоянием в 25 млн.долл., что в три раза превосходило размер имущества второго миллионера в списке ‑ торговца А.Т.Стюарта. Кроме того, еще у десяти Асторов был капитал в 12 млн.долл.10.
Несмотря на то, что 1850‑е годы были отмечены беспрецедентным железнодорожным строительством (было построено 21 тыс.миль путей) и большими льготами железнодорожным компаниям со стороны федерального правительства и правительств штатов, коммерческая активность в стране носила локальный характер. В 1860 г. в промышленности США все еще преобладали текстильная отрасль и отрасли по переработке сырья (см.табл. 1).
Таблица
1. Промышленность США в 1860 г.
Отрасль
ил группа товаров |
Стоимость
продукции |
Добавленная
стоимость |
Число
занятых, тыс. чел. |
млн.долл. |
млн.долл. |
млн.долл. |
млн.долл. |
Товары
из хлопка |
107 |
55 |
115 |
Лес |
105 |
54 |
76 |
Обувь |
92 |
49 |
123 |
Мука
и продукты питания |
249 |
40 |
28 |
Мужская
одежда |
81 |
37 |
115 |
Железо
(чугун, кованое, листовое железо и
мягкая сталь) |
73 |
36 |
49 |
Гражданская
война (1861‑1865) дала первый серьезный
стимул к пространственному и отраслевому
росту бизнеса, прежде
всего в области железнодорожного и
банковского дела, промышленности.
Несмотря на то что в военные годы темпы
роста производства железа и хлопковых
материалов, строительства
железных дорог снизились,
эта тенденция не коснулась производства
угля и шерстяных товаров. Возможно, что
инфляция военного времени дала толчок
деловой активности. Стремительно выросший
государственный бюджет также "подогревал"
экономику: если до 1860 г. федеральный бюджет
в среднем достигал 60 млн.долл, то после
войны он редко опускался ниже цифры в 300
млн.долл.11
По мнению конгрессмена Дж.Гарфилда, высказанному им в конце 1860‑х годов (т.е. в определенной исторической дистанции), "в апреле 1861 г. в этой стране началась индустриальная революция ..." В какой‑то степени Гарфилд, видимо, преувеличивал происходившие перемены, ибо большинство предприятий оставались пока еще весьма скромными по своим размерам, но несомненно также и то, что 1860‑е годы отмечены интенсивной механизацией в обувной и мясной промышленности, сельском хозяйстве.12
Влияние военных действий на экономику отчетливо прослеживается в такой старейшей и жизненно важной для армии отрасли, как текстильная (см.табл.2).
Таблица
2. Капитал,
численность рабочих и номенклатура
продукции текстильных предприятий
Филадельфии,
являвшихся подрядчиками армии (1860,1870‑е
годы)13
Владельцы
предприятий |
Капитал |
Численность
рабочих |
|||
|
1860г. |
1870 г. |
1860 г. |
1870 г. |
|
Elias
Birchall |
25000 |
100000 |
106 |
124 |
|
Aaron
Jones |
25000 |
75000 |
65 |
85 |
|
McCalumm,Crease
and Sloane |
100000 |
250000 |
160 |
297 |
|
Thomas
Mottram |
3000 |
7000 |
14 |
20 |
|
Charles
Spencer |
175000 |
375000 |
278 |
350 |
|
Martin
Landerberger |
130000 |
400000 |
430 |
750 |
|
James
Dobson(1) |
38000 |
250000 |
153 |
156 |
|
Edward
Holt |
50000 |
75000 |
95 |
162 |
|
James
Lord, Jr |
20000 |
250000 |
50 |
225 |
|
Sevill
Schopell(1) |
15000 |
200000 |
32 |
314 |
|
J.B.Winpenny |
48000 |
65000 |
60 |
100 |
|
William
Divine and Sons |
166000 |
200000 |
304 |
205 |
|
John
Yoldtrop(2) |
1000 |
10000 |
4 |
39 |
|
William
Hansell(2) |
2500 |
55000 |
2 |
52 |
|
William
Hortsman and Sons |
450000 |
800000 |
450 |
400 |
|
J.
and A.Kemper |
30000 |
20000 |
76 |
40 |
|
Примечания: 1- партнерство в 1860‑м году, которое к 1870‑му году стало индивидуальным предприятием;
2- данная фирма добилась контракта с армией как партнерство, но затем Хансел соорудил новый завод.
Следует обратить внимание на то, что сколь ни впечатляющи были успехи отдельных фирм в условиях обширных военных поставок, упомянутые выше предприятия представляли партнерства, а еще чаще ‑ фирмы индивидуальной формы собственности. К середине XIX в. лишь железные дороги стали отраслью, в которой акционерный капитал был не исключением, а правилом.
Иначе и быть не могло. Затраты на строительство и эксплуатацию рельсовых путей настолько возросли, что были не под силу никакому отдельному капиталисту. Коньюнктура военного времени в целом благоприятствовала железнодорожному транспорту, особенно в тех районах, которые нуждались в интенсивных перевозках военных грузов. Однако ввод в действие крупных и важных линий наталкивался на огромные трудности. Не от "хорошей жизни" и не только из‑за погони за сверхприбылями инициаторы сооружения первой трансконтинентальной магистрали пустились на махинации со строительной компанией "Credit Mobilier". Хотя семейная фирма по производству лопат и сельхозинвентаря братьев Амесов ‑ главных героев скандала ‑ оценивалась в 4 млн.долл., а в трансконтинентальную дорогу они вложили 100 тыс.долл. личных средств, что было немало, на завершение предприятия требовались многие миллионы. И неосторожные предприниматели, стремясь во что бы то ни стало заручиться финансовой поддержкой Конгресса, пошли на сомнительную с точки зрения морали операцию ‑ продали на льготных условиях акции "Credit Mobilier" многим конгрессменам, что в конце концов в 1872‑1873 годах вызвало громкий скандал.14
И тем не менее, терпя банкротства и испытывая реорганизации, железнодорожные компании оставались на протяжении всей второй половины IX в. наиболее крупными деловыми предприятиями. Начиная с 1869 г. ведущие железнодорожные компании "Pennsylvania", "Baltimore and Ohio", "New York Central" приступили к скупке смежных железнодорожных линий и созданию огромных транспортных систем, чья протяженность превосходила считавшуюся когда‑то оптимальную цифру в 500 миль.15
К началу 1880‑х годов, когда железнодорожная сеть США приобрела более или менее целостные контуры, на долю 15 крупнейших компаний приходилось 25,7% длины всех железных дорог, 42,8% ‑ всех прибылей и чистого дохода. Если дивиденд по акциям по всем железным дорогам в среднем составлял 2,7%, то по 15 компаниям ‑ 5%.
Основные финансовые показатели в 1880 г. по первым пяти компаниям из этого списка можно представить следующим образом:
Таблица
3. Финансовые результаты деятельности пяти
крупнейших
железнодорожных
компаний в 1880 г.16
Компания |
Валовый
доход от перевозок, млн.долл. |
Чистый
доход, млн.долл. |
Обьявленные
дивиденды, млн.долл. |
Pennsylvania
R.R |
37,9 |
15,7 |
4 |
New
York Central and Hudson River |
29,3 |
11,5 |
7,1 |
Lake
Shore and Michigan Southern |
18,7 |
8,3 |
4 |
New
York, Lake Erie and Western |
18,7 |
6,3 |
- |
Baltimore
and Ohio |
18,7 |
7,9 |
1,5 |
За этими многомиллионными прибылями железнодорожных компаний стояла гигантская организация материальных и людских ресурсов, капитала (см.табл.4).
Таблица
4. Масштабы деятельности пяти крупнейших
железнодорожных компаний в 1880 г.17
Компания |
Длина
железнодорожных путей, мили |
Численность
управленческого персонала и рядовых
служащих |
Оплаченный
капитал, млн.долл. |
Pennsylvania
R.R |
1806 |
26397 |
68,9 |
New
York Central and Hudson River |
994 |
13164 |
89,4 |
Lake
Shore and Michigan Southern |
1178 |
9203 |
50 |
New
York, Lake Erie and Western |
1011 |
13687 |
83,2 |
Baltimore
and Ohio |
1487 |
14619 |
19,8 |
Феноменальные для XIX в. масштабы концентрации железнодорожного бизнеса персонифицировал Джей Гулд. Благодаря поразительным способностям к биржевой игре и нелегкому положению ряда железных дорог он к началу 1880‑х годов захватил контроль над следующими компаниями (см.табл.5).
Таблица
5. Железнодорожная
империя Джея Гулда в 1881 г.18
Компания |
Длина
пути, мили |
Активы,
млн.долл. |
International
and Yreat Northern R.R. |
776 |
28 |
Missouri,
Kansas and Texas R.R. |
1286 |
76 |
Missouri
Pacific Rwy |
904 |
62 |
St.Louis,
Iron Mountain and Soutern R.R. |
719 |
56 |
Texas
and Pacific R.R. |
1392 |
45 |
Union
Pacific Rwy |
4619 |
200 |
Wabash,
St.Louis and Pacific Rwy |
3348 |
122 |
Однако созданная путем манипуляции и случайных удач "империя" не могла быть стабильной: после смерти Гулда в 1892 г., в условиях депрессии 1890‑х годов она распалась. Это обстоятельство лишний раз доказывает, что концентрация капитала, всякая гигантомания для каждого периода имеет свои естественные пределы.
Промышленный сектор, в отличие от железнодорожного транспорта, не достиг до 1870‑1880 годов достаточной концентрации и механизации производства. Так, в 1850 г. фабричная система (с использованием на каждом предприятии с численностью работающих свыше 25 человек водной или тепловой энергии) доминировала лишь в трех отраслях ‑ хлопковом, шерстяном и чугунном производстве, в то время как для мукомольной и лесоперерабатывающей промышленности были типичны механизированные предприятия с числом занятых до 25 человек. К 1870 г. механизация охватила большинство отраслей (см.табл.6), однако потребовалось еще 10‑20 лет, чтобы американский деловой ландшафт стали "украшать" действительно крупные фирмы.
Таблица
6. Удельный вес (в %) механизированного и
немеханизированного производства
в
создании добавленной стоимости по
отдельным отраслям в 1870 г.19
Отрасль |
Предприятия |
Предприятия |
|
||||||
|
немеханизированные |
механизированные |
|
||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|||
Обувная |
33 |
20 |
25 |
4 |
19 |
|
|||
Пивная |
21 |
0 |
0 |
49 |
30 |
|
|||
Производство одежды |
16 |
24 |
42 |
0 |
18 |
|
|||
Хлопчатобумажная |
0 |
0 |
3 |
1 |
96 |
|
|||
Мукомольная |
5 |
0 |
0 |
95 |
0 |
|
|||
Мебельная |
18 |
6 |
8 |
26 |
41 |
|
|||
Железоделательная |
0 |
1 |
0 |
10 |
89 |
|
|||
Кожевенная |
20 |
7 |
0 |
29 |
43 |
|
|||
Производство алкоголя |
4 |
4 |
0 |
82 |
10 |
|
|||
Лесообрабатывающая |
1 |
2 |
0 |
63 |
34 |
|
|||
Мясоперерабатывающая |
31 |
0 |
0 |
69 |
0 |
|
|||
Шорное дело |
71 |
20 |
8 |
1 |
0 |
|
|||
Прокат металлов |
41 |
6 |
27 |
2 |
24 |
|
|||
Табачная |
30 |
33 |
35 |
2 |
0 |
|
|||
Производство вагонов |
33 |
30 |
17 |
3 |
18 |
|
|||
Шерстяная |
4 |
0 |
12 |
7 |
77 |
|
|||
Примечания: 1 ‑ численность работающих от 1 до 6 человек; 2 ‑ численность работающих от 7 до 25 человек; 3 ‑ работающих свыше 25 человек; 4 ‑ работающих от 1 до 25 человек; 5 ‑ работающих свыше 25 человек.
Середина 1870‑х годов отмечена активным формированием пулов. Речь пока шла об относительно узких подотраслях производства. Так, в 1876 г. сложилась ассоциация производителей соли в штате Мичиган. Каждый ее член, согласно договоренности, обязан был предоставить организации для сбыта весь произведенный за год продукт или сдать в аренду производственные мощности. Прибыль делилась в зависимости от внесенного производственного вклада. Срок действия соглашения ограничивался пятью годами, но само оно продлялось в 1881 и 1886 гг.
Ассоциация контролировала 85% рынка и смогла добиться снижения цен на соль для конечных потребителей, тогда как прежде ‑ в условиях свободной конкуренции ‑ крупные оптовики летом скупали соль по дешевым ценам, а зимой, при ее дефиците,взвинчивали цены.
В производстве веревок и других перевязочных материалов пулы складывались начиная с 1860 г. Они редко существовали более трех лет и их главной целью было предотвратить перепроизводство в отрасли, вхождение в которую не требовало большого стартового капитала.20
Стремительно протекал процесс горизонтальной, а затем и вертикальной интеграции в новейших отраслях производства, где не было устоявшихся экономических структур и традиций, которые бы сдерживали наиболее динамичных и рискованных бизнесменов.
В "молодой" нефтяной промышленности, начало которой было положено открытием нефти в Пенсильвании в 1859 г., царил хаос конкуренции, где каждый участник рынка выполнял, как правило, одну операцию (добычу, транспортировку, очистку или реализацию нефти). Более того, была даже специализация в среде производителей нефтепродуктов (керосина, напфы, смазочных масел и т.д.), что еще более дробило рынок. Неустойчивость отрасли усиливали значительные колебания цен (например, в 1862 г. от 0,10 до 2,25 долл. за баррель сырой нефти, в 1864 г. от 4 до 12,125 долл.). В этих условиях крупные фирмы появлялись, но их было мало. Одной из них оказалось партнерство, организованное Дж.Рокфеллером и С.Эндрюзом. В 1865 г. оно было лишь одним из 30 перерабатывающих предприятий в Кливленде, в то время как в других центрах нефтепереработки ‑ Ойл Сити, Питсбурге, Филадельфии, Нью‑Йорке, были свои предприятия. Получив в 1867 г. финансовое вливание от нового члена партнерства ‑ Г.Флэглера, в размере 70 тыс.долл., новое партнерство уже в следующем году довело объем продаж до 2,4 млн.долл., что соответствовало совокупным продажам трех следующих по величине нефтеперерабатывающих предприятий Кливленда. Фирма инвестировала средства в суда и хранилища нефти и за счет объема операций снизила себестоимость продукции с 6 центов до 3 центов за галлон.21Став одним из ведущих транспортировщиков нефти и гарантировав железным дорогам ежедневную отправку 60 цистерн, она добилась от них неофициальных скидок на транспортные услуги в размере 15 центов за баррель.
В 1870 г. партнерство Дж.Рокфеллера и его товарищей было зарегистрировано как акционерная компания "Standard Oil Company of Ohio" с капиталом в 1 млн.долл. и числом занятых свыше 1000 человек. Это было тогда самое крупное предприятие данного профиля в мире.22 Но компании предстояло еще завладеть отраслью. На пути к горизонтальной и вертикальной интеграции было немало препятствий. Одно из них заключалось в том, что отрасль с тысячами разнотипных предприятий не могла быть быстро централизована (в отличие, например, от сталелитейной и угольной промышленностей). И тем не менее в 1875‑1878 гг. Рокфеллеру удалось объединить 15 сильнейших фирм страны по нефтепереработке. Параллельно с этим началось его проникновение в нефтедобычу и продолжалось завоевание внутренних и внешних рынков.
В начале 1880‑х годов Рокфеллеру и его ближайшему окружению стало ясно, что хотя они контролировали львиную долю нефтяной промышленности,23 "Standard Oil of Ohio" и ее фирмы‑союзники нуждаются в новой, более эффективной форме взаимоотношений между собой. И такая форма была найдена в виде треста, девять руководителей которого стали управлять по доверенности собственностью 41 инвестора. Вошедшие в трест компании были, как правило, капитализированы не более чем на сотни тысяч долларов (за исключением самой компании "Standard Oil of Ohio", оценивавшейся в 3,5 млн.долл. и "National Transit Company", оценивавшейся в 30 млн.долл.). Однако весь трест "потянул" на феноменальную сумму в 70 млн.долл.24
Почин, положенный "Standard Oil", вызвал немало подражаний. В 1880‑е годы сформировались тресты по производству виски, веревочный трест и др. В 1890‑е годы, когда законодательство штата Нью‑Джерси сделало возможным регистрацию холдинг‑компаний, имевших право владеть пакетами акций в других компаниях, процесс концентрации производства и капитала приобрел лавинообразный характер. Среди компаний, которые контролировали около 60% рынка в своих отраслях, фигурировала компания по производству бумаги "International Тeiper" (она поглотила 24 предприятия и имела капитал в 45 млн.долл.). Еще большими возможностями обладали сахарный трест (им было поглощено шесть предприятий, доля его на рынке составляла от 70 до 90%, а капитал оценивался в 145 млн.долл.), трест по производству сельскохозяйственных машин "International Harvester" (он ликвидировал четыре фирмы, контролировал 70% рынка и имел 120 млн.долл.капитала), табачный трест (он объединил 162 фирмы, подчинил себе 90% отрасли и оценивался в 502 млн.долл.). Но самым гигантским объединением производственных мощностей и капитала к началу XX в. стал Стальной трест.25
К его созданию американская железоделательная и сталелитейная промышленность шла поэтапно. Это вполне объяснимо, ибо производство металла ‑ чрезвычайно трудоемкий и капиталоемкий процесс, к тому же в большей степени разбросанный по географическим регионам, чем производство нефтепродуктов. Кроме того, следует учитывать консерватизм и сложившийся баланс сил в этой старейшей отрасли, где существовало свыше 1000 небольших предприятий. И тем не менее и она не устояла под напором объединительных тенденций. Первоначально, к концу 1870‑х годов, их олицетворением стала фирма Э.Карнеги, начавшая оперативно внедрять бессемеровский способ производства стали в Америке и весьма удачно приобретая собственные сырьевые и энергетические источники. За 1875‑1900 гг. эта промышленная группа выплатила дивидендов на сумму 133 млн.долл. Однако в разряд крупных и крупнейших компаний опали и конкуренты Э.Карнеги, которые затем были объединены при помощи банковского капитала в супертрест. О масштабе этой операции см.табл.7.
Таблица
7. Выпущенный капитал Стального треста и
вошедших в него компаний (в млн.долл.)26
Компании,
вошедшие в Стальной трест |
Весь
капитал, млн.$ |
В
том числе: |
|
|
|
привилегированные
акции |
обычные
акции |
The
Carnegie Company |
156,8 |
78,4 |
78,4 |
American
Bridge Company |
61 |
30,5 |
30,5 |
Lake
Superior Consolidated Iron Mines |
29,4 |
14,7 |
14,7 |
Federal
Steel Company |
99,7 |
53,2 |
46,5 |
American
Steel and Wire Companu of New Jersey |
90 |
40 |
50 |
National
Tube Company |
80 |
40 |
40 |
National
Steel Company |
61,8 |
27 |
32 |
American
Sheet Steel Company |
49 |
24,5 |
24,5 |
American
Tin Plate Company |
46,3 |
18,3 |
28 |
American
Steel Hoop Company |
33 |
14 |
19 |
Shelbe
Steel Tube Company |
13,2 |
- |
- |
Всего капитал входящих компаний |
707,2 |
340,7 |
363,6 |
Капитал треста |
1005 |
430,7 |
363,6 |
Однако, за 30‑40 лет выросли не только размеры большого бизнеса, но и сама национальная экономика, что представляло основу процесса концентрации.
Таблица
8. Капитал и добавленная стоимость,
произведенная
в отраслях промышленности в 1860 и 1900 гг.27
Отрасль |
Инвестированный
капитал, млн $ |
Добавленная
стоимость, млн $ |
||
|
1860 г. |
1890 г. |
1860 г. |
1890 г. |
Продукты питания |
150 |
1460 |
90 |
727 |
Табачные изделия |
12 |
122 |
14 |
175 |
Текстильная |
157 |
1031 |
107 |
417 |
Одежда |
39 |
356 |
58 |
454 |
Лесная и изделия из дерева |
90 |
729 |
72 |
342 |
Мебельная |
14 |
142 |
18 |
103 |
Бумажная |
15 |
215 |
11 |
95 |
Издательское и типографское дело |
22 |
319 |
22 |
283 |
Химия |
28 |
330 |
20 |
175 |
Нефть и продукты из угля |
31 |
637 |
11 |
89 |
Резиновая |
4 |
72 |
3 |
40 |
Кожевенная |
70 |
349 |
59 |
158 |
Изделия из камня, глины и стекла |
26 |
377 |
28 |
290 |
Металлы |
92 |
706 |
56 |
366 |
Изделия из металлов |
35 |
411 |
35 |
229 |
Машиностроение |
49 |
794 |
48 |
435 |
Транспортное оборудование |
34 |
381 |
38 |
242 |
Инструменты |
3 |
45 |
3 |
29 |
Другие изделия |
28 |
271 |
28 |
190 |
Всего |
898 |
8747 |
446 |
4887 |
Естественно,
что рост был не вполне синхронным по всем
отраслям. Но важной его особенностью было
то, что при общенациональном росте
инвестированного капитала за 40 лет
примерно в 10 раз, а полученной добавленной
стоимости ‑ в 6,5 раз, большинство
отраслей выдерживало эти темпы. Таким
образом, индустриализация в отличие от
проходившего до середины XIX в.
промышленного переворота именно и
отличалась тем, что динамично
развивались не одна какая‑то отрасль
или узкая
группка отраслей, а все хозяйство в целом.
Подтверждение этому мы найдем, если
обратимся к анализу крупных состояний
индустриальной эпохи.
В первой
половине XIX в., как мы уже отмечали,
источники доходов самых богатых не
отличались разнообразием. В конце XIX в.
коммерческие интересы американских
миллионеров были весьма широки. Газета
"New York Tribune", проведшая их учет и классификацию,
составила следующий список28
Основные
источники доходов миллионеров |
число
миллионеров |
Гл.образом
торговля с инвестированием прибылей в
большинстве случаев в недвижимость,
банки и ценные бумаги. |
986 |
Главным
образом промышленность, но во многих
случаях с инвестированием прибылей в
недвижимость, банки. |
619 |
Недвижимость,
рост стоимости имущества в связи с ростом
населения. |
468 |
Банковское
дело и инвестирование прибылей в
недвижимость и ценные бумаги. |
294 |
Железные
дороги. |
186 |
Лесная
промышленность. |
138 |
Добыча
угля и руд. |
113 |
Изготовление
запатентованных изделий. |
93 |
Пивное
дело и недвижимость. |
79 |
Строительство
железных дорог, городских путей и
сооружений. |
77 |
Добыча
серебра и золота. |
73 |
Добыча,
переработка и транспортировка нефти. |
72 |
Местные
предприятия коммунального хозяйства,
в том числе предприятия газового
освещения и водоснабжения. |
70 |
Всего: |
4047 |
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Цит. по: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV‑XVIII вв. М., 1992. т.3. С.574.
2.
См. подробнее об этом: Саломатин
А.Ю. Начальная фаза индустриализации
в США в последней трети XIX века; структурный,
сравнительный страноведческий и
региональный аспекты. Пенза; Москва,
1994.
3.Williamson J.G. Is Inequality Under Capitalism? The American Case //Modern Capitalism. New York; London, 1987. Vol.1. P.55, 56.
4.Токвиль А.
Демократия в Америке. М.,
1992. С.405.
5. Pessen E.
Riches Class and Power Before the Civil War. Lexington, 1973, P.16.
6.Spann E.K.
The New Metropolis. New York City, 1840‑1857. New York, 1981, P.
205‑208.
7.Селигмен Б.
Сильные мира сего: бизнес и бизнесмены в
американской истории. М., 1976,С. 84.
8.Pessen E.
Op.cit. P. 47‑51.
9.WyllieI.G.
The Self‑Made Man in America: The Myths of Rags to Riches> New
Brunswick; New York, 1954, P.19.
10.Spann E.K.
Op.cit. P. 205‑208.
11.Degler C.N.
The Age of the Economic Revolution. 1876‑1900. Glenview, 1977, P. 29, 30.
12.FоnerE.
Reconstruction. America's Unfinished Revolition. 1863‑1877. New York,
1988, P. 18, 19.
13.Scranton P.
Proprietary Capitalism. The Textile Manufacturing at Philadelphia. Cambridge,
Mass. 1800‑1885 (1985).
14.Klein M.
Union Pacific: Birth of a Railroad,
1862‑1893.
New York, 1987.
15.Chandler A.D.J., Tedlow R.S.
The Coming of Managerial Capitalism. Homewood, 1985, P. 202, 230.
16.Department of the Interior. Census Office. Report on Agencies of
Transportation in the US... Washington, 1883, P. 16.
17.Ibid, P. 16, 17, 20.
18.Buch P.H.jr.
Elites in American History. N.Y., L.1981. P.71.
19.Atack J.
Economics of Scale and Efficiency. Gаins
in the Rise of Factory in America, 1820‑1900 //Quantity and Quiddity.
1987, P. 296‑297.
20.Tarbell I.M.
The Nationalizing of Business. 1878‑1898. New York, 1936, P.
70‑72.
21. Chandler A.D.J., Tedlow R.S.
Op.cit., P. 347, 348.
22.Josephson M.
The Robber Barons. New York, 1935, P. 113, 114.
23.The Standard Oil Company //The North American Review. 1883. February.
24.Hidy R.W. and Hidy M.E.
Pioneering in Big Business. 1882‑1911. New York, 1955, P.
46‑48.
25.Nelson R.
Merger Movements in American Industry, 1895‑1956. Princeton,N.Y.1959.
26.Census Reports. 12‑th Census of the US ... Manufactures.
Washington, 1902, Vol.7, Part 1, P.1XXVII.
27.N i e m e A.W.
State and Regional Patterns in American Manufacturing. 1860‑1900.
Westport, Ct., L. 1974, P. 7, 159, 165.
28. New Light on the History of Great American Fortunes (1892‑1902)
New York, 1953, P. 90‑91.