ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ  И  БОЛЬШОЙ  БИЗНЕС  В  США

В  ПОСЛЕДНЕЙ  ТРЕТИ  XIX в.

 

Саломатин  А.Ю.

 


"Признаюсь, я еще не уяснил для себя того,  что понимают под индустриализацией,  ‑ воскликнул Жан Бертен.  ‑ Железную дорогу? Хлопок? Каменный уголь? Металлургию? Осветительный газ? Белый хлеб?"1 Судя по всему в зарубежной науке нет уста­новившейся точки зрения,  как нет и единого подхода к периоди­за­ции индустри­альной истории.  На наш взгляд, при всех прочих критериях индустри­ализации (или "второй промышленной революции" как ее нередко называют зарубежные авторы)2 безус­ловным ее индикато­ром является феномен большого бизнеса. В свою очередь сам большой бизнес не смог бы стать поистине большим без соответствующей структурной перестрой­ки экономики.

 

 

Р

аботы американских авторов за последние годы убедительно показали, что большое богатство и усиливающееся социальное расслоение в обществе не были свойственны лишь последней трети XIX в. Успехи промышленного переворота и массовая иммиграция из Европы в 1820‑1830‑е годы стимулировали динамику социаль­но‑экономической жизни, в результа­те чего доля 1% и 10% самых состоятельных американцев в совокупном богатстве повысилась.3

И все же до эпохи гражданской войны большие состояния носили налет избранности и аристократизма, решающее значение при вступлении в клан богачей имел фактор наследства. Как утверждали некоторые современники в 1830‑е годы, "Соединенные Штаты Америки вышли из‑под колониальной зависимости Англии всего полвека тому назад, число крупных состояний у них очень мало, а капиталы еще более редки".4 И хотя новейшие исследо­ва­ния показали, что ряды крупных собственников не были уж столь немногочисленны (в Нью‑Йорке в 1830‑е годы около 100 человек имели состояние не менее 100000 долл., в Бостоне ‑ 75, в 1840‑е годы "стотысячников" было 300 в Нью‑Йорке и 150 ‑ в Бостоне)5, группировка самых состоятельных американцев носила замкнутый, социально пассивный характер. Главными источниками обеспеченности были городская недвижимость и торговля. Так, в Нью‑Йорке в 1850‑е годы процвета­ли в качестве земельных со­бственников Бикман, Честермен, Коддингтон, Каттинг, Делафлейн, Ливингстон, Лориллард, Мотт, Фелпс, Рузвельт, Шурмерхорн, Ван Ренселлер, Уитни6, хорошие дивиденды приносила торговая дея­тельность, о чем свидетельствует судьба Э.Морган­а, М.Тейлора, Р.Мейси, С.Лоу. "К 1840 г. в Нью‑Йорке действовало 400 торго­вых фирм, занимавшихся внешней торговлей. Их дополняли пример­но 900 комиссионных торговцев"7 В то же время очень немногие зависели в своих прибылях от промыш­ленности, еще меньше пред­ставителей элиты непосредственно ею занимались.  Так что Лоуэллы,  Эпплтоны и Лоуренсы из Бостона,  положившие начало текстильной промышленности в Новой Англии,  были среди богачей исключением. Характерно, что подавляющее большинство самых богатых граждан в северо‑восточных городах в справочни­ках и списках налогоплательщиков были обозначены как "купцы" или "брокеры".8

В 1842  г.  редактор  газеты "New York Sun" М.Бич выпус­тил первый справочник о богатейших людях Нью‑Йорка.  Список в нем возглавлял бывший организатор торговли пушниной на фронти­ре и предпринима­тель с недвижимостью Дж.Астор.  Тогда его состояние "оценивали" в 10 млн.долл.  ‑ феноменальную по тем временам сумму.9  После смерти Астора в 1848 г.,  стали из­вес­тны подлинные размеры его состояния ‑ 20 млн.долл.  Тогда же, в 1840‑е годы, стало впервые употреб­ляться слово "миллио­нер". В 1845 г.,  возможно,  10 жителей Нью‑Йорка были миллио­нерами.  В 1860 г.,  согласно справочнику Р.Воуза,  миллионе­ров насчи­тывалось 115. Список по‑прежнему возглавляли Асторы. Главный наследник основателя династии к 1860 г.  обладал состоянием в 25 млн.долл., что в три раза превосходи­ло размер имущества второго миллионера в списке ‑ торговца А.Т.Стюа­рта. Кроме того, еще у десяти Асторов был капитал в 12 млн.долл.10.

 Несмотря на то, что 1850‑е годы были отмечены беспреце­ден­тным железнодорожным строительством (было построено 21 тыс.миль путей) и большими льготами железнодорожным компаниям со сторо­ны федераль­ного правительства и правительств штатов, коммер­ческая актив­ность в стране носила локальный характер. В 1860 г. в промышлен­ности США все еще преобладали текстильная отрас­ль и отрасли по переработке сырья (см.табл. 1).


 

Таблица 1. Промышленность США в 1860 г.

Отрасль ил группа товаров

Стоимость продукции

Добавленная стоимость

Число заня­тых, тыс. чел.

млн.долл.

млн.долл.

млн.долл.

млн.долл.

Товары из хлопка

    107

55

115

Лес

    105

54

76

Обувь

92

49

123

Мука и про­дукты питания

    249

40

28

Мужская одеж­да

81

37

115

Железо (чу­гун, кованое, листовое же­лезо и мягкая сталь)

73

36

49

  


Гражданская война (1861‑1865) дала первый серьезный стимул к пространственному и отраслевому росту бизнеса,  прежде всего в области железнодорожного и банковского дела, промышлен­ности. Несмотря на то что в военные годы темпы роста производства железа и хлопковых материалов,  строительства железных дорог снизились,  эта тенденция не коснулась произ­вод­ства угля и шерстяных товаров. Возможно, что инфляция военного времени дала толчок деловой активности. Стремительно выросший государ­ственный бюджет также "подогревал" экономику: если до 1860 г. федеральный бюджет в среднем достигал 60 млн.долл, то после войны он редко опускался ниже цифры в 300 млн.долл.11

По мнению конгрессмена Дж.Гарфилда, высказанному им в конце 1860‑х годов (т.е. в определенной исторической дистан­ции), "в апреле 1861 г. в этой стране началась индустриальная революция ..." В какой‑то степени Гарфилд, видимо, преувеличи­вал происхо­дившие перемены,  ибо большинство предприятий оставались пока еще весьма скромными по своим размерам,  но несомненно также и то, что 1860‑е годы отмечены интенсивной механизацией в обувной и мясной промышленности, сельском хозяйстве.12

Влияние военных действий на экономику отчетливо прослежи­вается в такой старейшей и жизненно важной для армии отрасли, как текстильная (см.табл.2).


 

 

Таблица 2.  Капитал, численность рабочих и номенклатура продукции тек­стильных предприятий

Филадельфии, являвшихся подрядчиками армии (1860,1870‑е годы)13

 

Владельцы предпри­ятий

 Капитал

 Численность рабо­чих

 

1860г.

1870 г.

1860 г.

1870 г.

 

Elias Birchall

25000

100000

106

124

 

Aaron Jones

25000

75000

65

85

 

McCalumm,Crease and Sloane

100000

250000

160

297

 

Thomas Mottram

3000

7000

14

20

 

Charles Spencer

175000

375000

278

350

 

Martin Landerberger

130000

400000

430

750

 

James Dobson(1)

38000

250000

153

156

 

Edward Holt

50000

75000

95

162

 

James Lord, Jr

20000

250000

50

225

 

Sevill Schopell(1)

15000

200000

32

314

 

J.B.Winpenny

48000

65000

60

100

 

William Divine and Sons

166000

200000

304

205

 

John Yoldtrop(2)

1000

10000

4

39

 

William Hansell(2)

2500

55000

2

52

 

William Hortsman and Sons

450000

800000

450

400

 

J. and A.Kemper

30000

20000

76

40

 

 

Примечания: 1- партнерство в 1860‑м году, которое к 1870‑му году стало индивидуальным предприятием;

2- данная фирма добилась контракта с армией как партнерство, но затем Хансел соорудил новый завод.

 

 


Следует обратить внимание на то,  что сколь ни впечатляющи были успехи отдельных фирм в условиях обширных военных поставок,  упомянутые выше предприятия представляли партнер­ства, а еще чаще ‑ фирмы индивидуальной формы собственности.  К середине XIX в.  лишь железные дороги стали отраслью, в которой акционерный капитал был не исключением, а правилом.

Иначе и быть не могло.  Затраты на строительство и экс­плуа­та­цию рельсовых путей настолько возросли, что были не под силу никакому отдельному капиталисту. Коньюнктура военного времени в целом благоприятство­вала железнодорожному транспорту, осо­бенно в тех районах, которые нуждались в интенсив­ных перевоз­ках военных грузов. Однако ввод в действие крупных и важных линий наталкивал­ся на огромные трудности. Не от "хорошей жизни" и не только из‑за погони за сверхприбылями инициаторы сооружения первой транскон­ти­нентальной магистрали пустились на махинации со строительной компанией "Credit Mobilier". Хотя семейная фирма по производству лопат и сельхозин­вентаря брать­ев Амесов ‑ главных героев скандала ‑ оценивалась в 4 млн.долл.,  а в трансконтинен­тальную дорогу они вложили 100 тыс.долл.  личных средств,  что было немало, на завершение предприятия требовались многие миллионы. И неосторож­ные пред­приниматели, стремясь во что бы то ни стало  заручиться финан­совой поддержкой Конгресса, пошли на сомнительную с точки зрения морали операцию ‑ продали на льготных условиях акции "Credit Mobilier" многим конгрессменам,  что в конце концов в 1872‑1873 годах вызвало громкий скандал.14

И тем не менее,  терпя банкротства и испытывая реоргани­зации, железнодорожные компании оставались на протяжении всей второй половины IX в.  наиболее крупными деловыми предприяти­ями.  Начиная с 1869 г. ведущие железнодорожные компании "Pennsylvani­a",  "Baltimore and Ohio",  "New York Central" приступили к скупке смежных железнодорожных линий и созданию огромных транспортных систем, чья протяженность превосходила считавшуюся когда‑то оптимальную цифру в 500 миль.15

К началу 1880‑х годов,  когда железнодорожная сеть США приобрела более или менее целостные контуры, на долю 15 круп­ней­ших компаний приходилось 25,7% длины всех железных дорог, 42,8% ‑ всех прибылей и чистого дохода. Если дивиденд по акциям по всем железным дорогам в среднем составлял 2,7%, то по 15 компаниям ‑ 5%.

Основные финансовые показатели в 1880 г. по первым пяти  компаниям из этого списка можно представить следующим образом:


 

 

Таблица 3. Финансовые результаты деятельности пяти крупнейших

желез­нодо­рожных компаний в 1880 г.16

 

Компания

Валовый доход от перевозок, млн.долл.

Чистый доход, млн.долл.

Обьявленные дивиденды, млн.долл.

Pennsylvania R.R

37,9

15,7

4

New York Cen­tral and Hud­son River

29,3

11,5

7,1

Lake Shore and Michigan Southern

18,7

8,3

4

New York, Lake Erie and Western

18,7

6,3

-

Baltimore and Ohio

18,7

7,9

1,5

 

За этими многомиллионными прибылями железнодорожных компаний стояла гигантская организация материальных и людских ресурсов, капитала (см.табл.4).

 

 

 

Таблица 4. Масштабы деятельности пяти крупнейших железнодорожных компа­ний в 1880 г.17

 

Компания

Длина желез­нодорожных путей, мили

Численность управленчес­кого персона­ла и рядовых служащих

Оплаченный капитал, млн.долл.

Pennsylvania R.R

1806

26397

68,9

New York Cen­tral and Hud­son River

994

13164

89,4

Lake Shore and Michigan Southern

1178

9203

50

New York, Lake Erie and Western

1011

13687

83,2

Baltimore and Ohio

1487

14619

19,8

 

 

Феноменальные для XIX в. масштабы концентрации железно­до­рож­ного бизнеса персонифицировал Джей Гулд. Благодаря порази­тельным способностям к биржевой игре и нелегкому положению ряда железных дорог он к началу 1880‑х годов захватил контроль над следующими компаниями (см.табл.5).

Таблица 5.  Железнодорожная империя Джея Гулда в 1881 г.18

         Компания

Длина пути, мили

Активы, млн.долл.

International and Yreat Northern R.R.

776

28

Missouri, Kansas and Texas R.R.

1286

76

Missouri Pacific Rwy

904

62

St.Louis, Iron Mountain and Soutern R.R.

719

56

Texas and Pacific R.R.

1392

45

Union Pacific Rwy

4619

200

Wabash, St.Louis and Pacific Rwy

3348

122


 

Однако созданная путем манипуляции и случайных удач "империя" не могла быть стабильной:  после смерти Гулда в 1892 г., в условиях депрессии 1890‑х годов она распалась. Это обстоятельство лишний раз доказывает, что концентрация капита­ла, всякая гигантомания для каждого периода имеет свои естественные пределы.

Промышленный сектор, в отличие от железнодорожного транс­по­рта, не достиг до 1870‑1880 годов достаточной концентрации и механизации производства. Так, в 1850 г. фабричная система (с использованием на каждом предприятии с численностью работающих свыше 25 человек водной или тепловой энергии) доминировала лишь в трех отраслях ‑ хлопковом, шерстяном и чугунном произ­вод­стве, в то время как для мукомольной и лесоперерабатывающей промышлен­ности были типичны механизированные предприятия с числом занятых до 25 человек. К 1870 г. механизация охватила большинство отраслей (см.табл.6), однако потребовалось еще 10‑20 лет, чтобы американский деловой ландшафт стали "укра­шать" действительно крупные фирмы.


 

Таблица 6. Удельный вес (в %) механизированного и немеханизиро­ванного производства

 в создании добавленной стои­мости по отдельным отраслям в 1870 г.19

Отрасль

Предприятия

Предприятия

 

 

немеханизированные

механизированные

 

 

   1

   2

   3

   4

   5

 

Обувная

33

20

25

4

19

 

Пивная

21

0

0

49

30

 

Произ­водство одежды

16

24

42

0

18

 

Хлопча­тобумаж­ная

0

0

3

1

96

 

Муко­мольная

5

0

0

95

0

 

Мебель­ная

18

6

8

26

41

 

Железо­дела­тельная

0

1

0

10

89

 

Кожевен­ная

20

7

0

29

43

 

Произ­водство алкоголя

4

4

0

82

10

 

Лесооб­рабаты­вающая

1

2

0

63

34

 

Мясопе­рераба­тывающая

31

0

0

69

0

 

Шорное дело

71

20

8

1

0

 

Прокат металлов

41

6

27

2

24

 

Табачная

30

33

35

2

0

 

Произ­водство вагонов

33

30

17

3

18

 

Шерстя­ная

4

0

12

7

77

 

 

Примечания: 1 ‑ численность работающих от 1 до 6 человек;  2 ‑ численность работающих от 7 до 25 человек; 3 ‑ работающих свыше 25 человек; 4 ‑ работающих от 1 до 25 чело­век; 5 ‑ работающих свыше 25 человек.


Середина 1870‑х годов отмечена активным формированием пулов.  Речь пока шла об относительно узких подотраслях произ­водства. Так, в 1876 г. сложилась ассоциация производителей соли в штате Мичиган. Каждый ее член, согласно договоренности,  обязан был предоставить организации для сбыта весь произведенный за год продукт или сдать в аренду производственные мощности. Прибыль делилась в зависимости от внесенного производственного вклада. Срок действия соглашения ограничивался пятью годами, но само оно продлялось в 1881 и 1886 гг.

Ассоциация контролировала  85%  рынка  и смогла добиться снижения цен на соль для конечных потребителей,  тогда как прежде ‑ в условиях свободной конкуренции ‑ крупные оптовики летом скупали соль по дешевым ценам,  а зимой,  при ее дефици­те,взвинчивали цены.

В производстве веревок и других перевязочных материалов пулы складывались начиная с 1860 г. Они редко существовали более трех лет и их главной целью было предотвратить перепроизводство в отрасли, вхождение в которую не требовало большого стартового капитала.20

Стремительно протекал процесс горизонтальной,  а затем и вертикальной интеграции в новейших отраслях производства,  где не было устоявшихся экономических структур и традиций, которые бы сдерживали наиболее динамичных и рискованных бизнесменов.

В "молодой" нефтяной промышленности, начало которой было положено открытием нефти в Пенсильвании в 1859 г., царил хаос конкурен­ции, где каждый участник рынка выполнял, как правило, одну операцию (добычу, транспортировку, очистку или реализацию нефти).  Более того,  была даже специализация в среде произво­ди­телей нефтепро­дуктов (керосина, напфы, смазочных масел и т.д.), что еще более дробило рынок. Неустойчивость отрасли усиливали значительные коле­бания цен (например, в 1862 г. от 0,10 до 2,25 долл. за баррель сырой нефти,  в 1864 г. от 4 до 12,125 долл.). В этих условиях крупные фирмы появлялись, но их было мало. Одной из них оказалось партнерство, организованное Дж.Рокфеллером и С.Эндрюзо­м. В 1865 г. оно было лишь одним из 30 перерабатывающих предприя­тий в Кливленде,  в то время как в других центрах нефтепереработ­ки ‑ Ойл Сити, Пит­сбур­ге, Филадельфии, Нью‑Йор­ке, были свои предприятия. Получив в 1867 г. финансовое вливание от нового члена партнерства ‑ Г.Флэглера,  в размере 70 тыс.долл., новое партнерство уже в следующем году довело объем продаж до 2,4 млн.долл., что соответствовало сово­купным продажам трех следующих по величине нефтепе­рерабатывающих предприятий Клив­лен­да. Фирма инвестирова­ла средства в суда и хранилища нефти и за счет объема операций снизила себестоимость продукции с 6 центов до 3 центов за галлон.21Став одним из ведущих транс­по­рти­ровщиков нефти и гаранти­ровав железным дорогам ежедневную отправку 60 цистерн, она добилась от них неофициальных скидок на транс­портные услуги в размере 15 центов за баррель.

В 1870 г.  партнерство Дж.Рокфеллера и его товарищей было зарегистрировано как акционерная компания "Standard Oil Compa­ny of Ohio" с капиталом в 1 млн.долл. и числом занятых свыше 1000 человек. Это было тогда самое крупное предприятие данно­го профиля в мире.22 Но компании предстояло еще завладеть отраслью.  На пути к горизонтальной и вертикальной интеграции было немало препят­ствий.  Одно из них заключалось в том, что отрасль с тысячами разнотипных предприятий не могла быть быстро центра­ли­зована (в отличие, например, от сталелитейной и угольной промыш­лен­нос­тей). И тем не менее в 1875‑1878 гг. Рокфеллеру удалось объединить 15 сильнейших фирм страны по нефтепере­работке. Парал­лельно с этим началось его проникновение в нефтедобычу и продолжалось завоева­ние внутренних и внешних рынков.

  В начале 1880‑х годов Рокфеллеру и его ближайшему окруже­нию стало ясно,  что хотя они контролировали львиную долю нефтяной промышленности,23 "Standard Oil of Ohio" и ее фир­мы‑союзники нуждаются в новой, более эффективной форме взаимо­отношений между собой. И такая форма была найдена в виде треста, девять руководи­телей которого стали управлять по доверенности собственностью 41 инвестора. Вошедшие в трест компании были, как правило, капитали­зированы не более чем на сотни тысяч долларов (за исключением самой  компании "Standard Oil of Ohio", оценивавшейся в 3,5 млн.долл. и "National Transit Company", оценивав­шейся в 30 млн.долл.). Однако весь трест "потянул" на феноменаль­ную сумму в 70 млн.долл.24

  Почин, положенный "Standard Oil",  вызвал немало подража­ний.  В 1880‑е годы сформировались тресты по производству виски,  веревочный трест и др.  В 1890‑е годы,  когда законо­дательство штата Нью‑Джерси сделало возможным регистрацию холдинг‑компаний,  имевших право владеть пакетами акций в других компаниях,  процесс концентрации производства и капита­ла приобрел лавинообразный характер.  Среди компаний,  которые контролировали около 60% рынка в своих отраслях, фигурировала компания по производству бумаги "International Тeiper" (она поглотила 24 предприятия и имела капитал в 45 млн.долл.).  Еще большими возможностями обладали сахарный трест (им было поглощено шесть предприятий, доля его на рынке составляла от 70 до 90%,  а капитал оценивался в 145 млн.долл.),  трест по производ­ству сельскохозяйственных машин "International Harvester" (он ликвидировал четыре фирмы,  контроли­ровал 70% рынка и имел 120 млн.долл.капитала), табачный трест (он объединил 162 фирмы, подчинил себе 90% отрасли и оценивался в 502 млн.долл.­). Но самым гигантским объединением производствен­ных мощностей и капитала к началу XX в. стал Стальной трест.25

  К его созданию американская железоделательная и сталели­тейная промышленность шла поэтапно.  Это вполне объяснимо,  ибо производство металла ‑ чрезвычайно трудоемкий и капитало­емкий процесс, к тому же в большей степени разбросанный по геогра­фическим регионам,  чем производство нефтепродуктов.  Кроме того, следует учитывать консерватизм и сложившийся баланс сил в этой старейшей отрасли, где существовало свыше 1000 небольших предприятий. И тем не менее и она не устояла под напором объедини­тельных тенденций.  Первоначально, к концу 1870‑х годов, их олицетворением стала фирма Э.Карнеги, начав­шая оперативно внедрять бессемеровский способ производства стали в Америке и весьма удачно приобретая собственные сырье­вые и энергетические источники.  За 1875‑1900 гг. эта промыш­ленная группа выплатила дивидендов на сумму 133 млн.долл. Однако в разряд крупных и крупнейших компаний опали и конку­ренты Э.Карнеги, которые затем были объединены при помощи банковского капитала в супертрест. О масштабе этой операции см.табл.7.

 


 

Таблица 7. Выпущенный капитал Стального треста и вошедших в него компа­ний (в млн.долл.)26

 

Компании, вошедшие в Стальной трест

Весь капи­тал, млн.$

В том числе:

 

 

привилеги­рованные акции

обычные акции

The Carnegie Company

156,8

78,4

78,4

American Bridge Company

61

30,5

30,5

Lake Superior Consolidated Iron Mines

29,4

14,7

14,7

Federal Steel Company

99,7

53,2

46,5

American Steel and Wire Companu of New Jersey

90

40

50

National Tube Company

80

40

40

National Steel Company

61,8

27

32

American Sheet Steel Company

49

24,5

24,5

American Tin Plate Company

46,3

18,3

28

American Steel Hoop Company

33

14

19

Shelbe Steel Tube Company

13,2

-

-

Всего капитал вхо­дящих компаний

707,2

340,7

363,6

Капитал треста

1005

430,7

363,6

 

Однако, за 30‑40 лет выросли не только размеры большого бизнеса, но и сама национальная экономика, что представ­ляло основу процесса концентрации.

 

Таблица 8. Капитал и добавленная стоимость,

 произведен­ная в отраслях промышленности в 1860 и 1900 гг.27

 

Отрасль

Инвестированный капитал, млн $

Добавленная стои­мость, млн $

 

1860 г.

1890 г.

1860 г.

1890 г.

Продукты пи­та­ния

150

1460

90

727

Табачные изделия

12

122

14

175

Текстильная

157

1031

107

417

Одежда

39

356

58

454

Лесная и изделия из дерева

90

729

72

342

Мебельная

14

142

18

103

Бумажная

15

215

11

95

Издательское и типографское дело

22

319

22

283

Химия

28

330

20

175

Нефть и продукты из угля

31

637

11

89

Резиновая

4

72

3

40

Кожевенная

70

349

59

158

Изделия из кам­ня, глины и стекла

26

377

28

290

Металлы

92

706

56

366

Изделия из метал­лов

35

411

35

229

Машиностроение

49

794

48

435

Транспортное обо­рудование

34

381

38

242

Инструменты

3

45

3

29

Другие изделия

28

271

28

190

Всего

898

8747

446

4887


Естественно, что рост был не вполне синхронным по всем отраслям. Но важной его особенностью было то, что при общенацио­нальном росте инвестированного капитала за 40 лет примерно в 10 раз, а полученной добавленной стоимости ‑ в 6,5 раз, боль­шинство отраслей выдерживало эти темпы. Таким образом, индус­триализация в отличие от проходившего до середины XIX в. промышленного переворота именно и отличалась тем, что динамич­но развивались не одна какая‑то отрасль или узкая
группка отраслей, а все хозяйство в целом. Подтверждение этому мы найдем, если обратимся к анализу крупных состояний индустри­альной эпохи.

  В первой половине XIX в., как мы уже отмечали, источники доходов самых богатых не отличались разнообразием. В конце XIX в. коммерческие интересы американских миллионеров были весьма широки. Газета "New York Tribune", проведшая их учет и класси­фика­цию, составила следующий список28


 

Основные источники доходов миллионеров

число миллионеров

Гл.образом торговля с инвестирова­нием прибылей в большинстве случаев в недвижимость, банки и ценные бумаги.

986

Главным образом промышленность, но во многих случаях с инвестированием прибы­лей в недвижимость, банки.

619

Недвижимость, рост стоимости имущества в связи с ростом населения.

468

Банковское дело и инвестирование прибы­лей в недвижимость и ценные бумаги.

294

Железные дороги.

186

Лесная промышленность.

138

Добыча угля и руд.

113

Изготовление запатентованных изделий.

93

Пивное дело и недвижимость.

79

Строительство железных дорог, городских путей и сооружений.

77

Добыча серебра и золота.

73

Добыча, переработка и транспортировка нефти.

72

Местные предприятия коммунального хозяй­ства, в том числе предприятия газового освещения и водоснабжения.

70

 Всего:

4047

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 


1. Цит. по: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономи­ка и капитализм XV‑XVIII вв. М., 1992. т.3. С.574.

2. См. подробнее об этом: Саломатин А.Ю. Начальная фаза индустри­а­лизации в США в последней трети XIX века; струк­тур­ный, сравни­тельный страноведческий и региональный аспекты. Пенза; Москва, 1994.

3.Williamson J.G. Is Inequality Under Capitalism? The American Case //Modern Capitalism. New York; London, 1987. Vol.1. P.55, 56.

4.Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992. С.405.

5. Pessen E. Riches Class and Power Before the Civil War. Lexington, 1973, P.16.

6.Spann E.K. The New Metropolis. New York City, 1840‑1857. New York, 1981, P. 205‑208.

7.Селигмен Б. Сильные мира сего: бизнес и бизнес­мены в американской истории. М., 1976,С. 84.

8.Pessen E. Op.cit. P. 47‑51.

9.WyllieI.G. The Self‑Made Man in America: The Myths of Rags to Riches> New Brunswick; New York, 1954, P.19.

10.Spann E.K. Op.cit. P. 205‑208.

11.Degler C.N. The Age of the Economic Revolution. 1876‑1900. Glenview, 1977, P. 29, 30.

12.FоnerE. Reconstru­ction. America's Unfinished Revolition. 1863‑1877. New York, 1988, P. 18, 19.

13.Scranton P. Proprietary Capitalism. The Textile Manufacturing at Philadelphia. Cambridge, Mass. 1800‑1885 (1985).

14.Klein M. Union Pacific: Birth of a Railroad,

1862‑1893. New York, 1987.

15.Chandler A.D.J., Tedlow R.S. The Coming of Managerial Capitalism. Homewood, 1985, P. 202, 230.

16.Departme­nt of the Interior. Census Office. Report on Agencies of Transportation in the US... Washington, 1883, P. 16.

17.Ibid, P. 16, 17, 20.

18.Buch P.H.jr. Elites in American History. N.Y., L.1981. P.71.

19.Atack J. Economics of Scale and Efficiency. Gаins in the Rise of Factory in America, 1820‑1900 //Quantity and Quiddity. 1987, P. 296‑297.

20.Tarbell I.M. The Nationalizing of Business. 1878‑18­98. New York, 1936, P. 70‑72.

21. Chandler A.D.J., Tedlow R.S. Op.cit., P. 347, 348.

22.Josephson M. The Robber Barons. New York, 1935, P. 113, 114.

23.The Standard Oil Company //The North American Review. 1883. February.

24.Hidy R.W. and Hidy M.E. Pioneering in Big Bu­siness. 1882‑1911. New York, 1955, P. 46‑48.

25.Nelson R. Merger Movements in American Industry, 1895‑1956. Princeton,N.Y.1959.

26.Census Reports. 12‑th Census of the US ... Manufac­tures. Washington, 1902, Vol.7, Part 1, P.1XXVII.

27.N i e m e A.W. State and Regional Patterns in American Manufact­uring. 1860‑1900. Westport, Ct., L. 1974, P. 7, 159, 165.

28. New Light on the History of Great American Fortunes (1892‑1902) New York, 1953, P. 90‑91.

 

 

 

назад                     оглавление                 вперед