США
В КОНЦЕ "ЭПОХИ КОЛУМБА":
ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ АМЕРИКАНСКОГО БИЗНЕСА
Сидоров А.А.
Э |
похой Колумба классик британской геополитики Хэлфорд Макиндер назвал длительный период неограниченного преобладания Запада в мире, прологом которого стали великие географические открытия конца XV ‑ начала XVI в.1 В Европе, являвшейся тогда олицетворением прогресса, процветали торговля, ремесла и искусство. Реформация и вызванные ею процессы положили конец многовековому духовному господству католической церкви. Города с их товарно‑денежными отношениями, ремесленными цехами и университетами превратились в сосредоточие общественной жизни, а власть в них оказалась в руках богатых купцов и банкиров. Самые удачливые из них, занимавшиеся, как правило, международными торгово‑финансовыми операциями, образовали элитное ядро новой социально‑экономической системы с "плавающим" центром ‑ итальянские города‑республики, Голландия, Англия2, а с середины нынешнего столетия ‑ Соединенные Штаты Америки.
После пяти веков безраздельного господства Запада в мире сначала в форме европейского колониализма, а затем американской гегемонии, в преддверии третьего тысячелетия мировая политика выходит из "колумбовой" фазы и ее основным стержнем становятся отношения возглавляемой США западной и набирающих силу незападных цивилизаций3. Глядя на современный мир, многие американские ученые, в том числе и такие авторитеты, как директор Броделевского центра исследования цивилизаций Иммануил Валлерстайн, профессор Массачусетского технологического института Чарлз Киндлбергер, профессор Йельского университета Пол Кеннеди, считают, что в недалеком будущем Соединенные Штаты утратят центральное место в мировой экономике, уступив его "возвращающейся в Азию" Японии 4. Повторят ли США опыт их предшественника в роли глобального лидера ‑ Англии, чье "падение" в конце XIX‑начале ХХ в. привело к нелегкому периоду мирового переустройства, во многом зависит от американского бизнеса, анализу положения которого посвящена настоящая статья.
Само его рождение в начале XVII в., когда в Америке появились первые европейские поселения, и все последующее развитие через ввоз товаров, капиталов и рабочей силы из других стран оказались теснейшим образом связаны с мировым хозяйством. Международная экономика стала своеобразной "экологической нишей" наиболее динамичной части элиты ‑ крупных промышленников и финансистов, сумевших в силу географической удаленности США от основных очагов военных конфликтов и исторических условий складывания американской нации занять главенствующее положение в общественной жизни страны и определении ее целей на мировой арене. Не случайно, в отличие от Старого Света, где политические контакты зачастую обеспечивали продвижение хозяйственных интересов, США изначально была присуща опережающая экономическая экспансия, которая в конечном счете превратила их из "глухого захолустья" западной цивилизации в единственную в мире сверхдержаву.
Материальные предпосылки для такого броска создавались в течение десятилетий. По основным экономическим показателям США вышли на первое место в мире еще в конце прошлого столетия, когда завершился процесс формирования американской "индустриальной машины" с характерным для нее преобладанием огромных промышленных корпораций и могущественных банков, посредством которых в страну вливались европейские, прежде всего английские капиталы. Однако, не имевшая свободного доступа к мировым рынкам сырья и сбыта, фактически лишенная собственного торгового флота, не обладавшая ни военной силой, ни развитыми политическими союзами, Америка оставалась на периферии "большой политики", а в международной торговле, зарубежных инвестициях и иных внешнеэкономических вопросах находилась почти в полной зависимости от тогдашнего мирового финансового центра ‑ лондонского Сити.
Подобное положение сохранялось вплоть до первой мировой войны, которая, с одной стороны, превратила Соединенные Штаты из должника европейских государств в их кредитора, но, с другой,‑ настолько дестабилизировала прежнюю структуру мировых хозяйственных связей, что новая роль Америки в сочетании с промышленной мощью оказалась уже недостаточной для установления ее гегемонии в мире. Попытка президента Вудро Вильсона, выдвинувшего в начале 1918 г. свои знаменитые "14 пунктов", создать мировой порядок, который бы обеспечил США место "первой скрипки" в "концерте" великих держав и открыл перед американским бизнесом двери колониальных империй, потерпела крах вследствие жесткого сопротивления Англии и Франции. Неудача первой заявки на мировое лидерство при сохранении все еще емкого внутреннего рынка вызвала рост изоляциоонистских настроений, достигших апогея во время самого глубокого в истории США экономического кризиса 1929‑1933 гг.
Переломить тенденцию к самоизоляции Америки и восстановить заинтересованность деловых кругов в либеральном мировом экономическом порядке удалось только благодаря активной деятельности пришедшей к власти в 1933 г. демократической администрации во главе с Франклином Рузвельтом. После заключения ею в середине 30‑х годов ряда международных торговых соглашений, положивших начало движению за демонтаж протекционистских систем, ключевым направлением внешнеэкономической стратегии США стал курс на установление режима "открытых дверей" в мировой экономике. Осуществлению намеченной цели во многом способствовала вторая мировая война, которая не только чрезвычайно обогатила Америку5, но и вследствие крайнего истощения вовлеченных в нее государств фактически лишила ее соперников в борьбе за гегемонию в послевоенном мире.
Отражением американского видения нового мирового порядка явилась разработанная администрацией Рузвельта при содействии представителей деловых кругов, в частности, нью‑йоркского Совета по международным отношениям, концепция "единого мира". В политической сфере она предполагала продолжение сотрудничества "большой четверки" ‑ США, СССР, Англии и Китая, а в экономической ‑ создание мировой валютно‑финансовой системы и коренную ломку сложившейся мирохозяйственной структуры путем разрушения колониальных империй, деиндустриализации традиционных промышленных центров, прежде всего германского, и образования новых, при параллельном укреплении экономической мощи Америки. Значение так никогда и не реализованной в полном объеме рузвельтовской концепции состояло в том, что с ее помощью США совершили качественный скачок от традиционного экспансионизма к новой глобальной роли, правда, уже не в "едином", а более позднем "свободном" мире, исключавшем СССР и его союзников. Она же послужила отправной точкой в процессе формирования американоцентричного мирового порядка, складывание которого завершилось в конце 40‑х ‑ начале 50‑х годов.
Основу его составляло громадное хозяйственное, технологическое и военное превосходство Соединенных Штатов над другими странами, которое позволило им относительно быстро создать в границах "западного мира" систему экономической взаимозависимости. Свое институциональное оформление она получила в подписанном летом 1944 г. на конференции в Бреттон‑Вудсе (штат Нью‑Гемпшир, США) соглашении, в соответствии с которым учреждались Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции развития (МБРР). Принятая там же декларация закрепила за обладавшим тогда фиксированным золотым паритетом американским долларом функцию главного платежного средства в международных торгово‑финансовых операциях.
Дополненная в 1948 г. "Генеральным соглашением по тарифам и торговле" (ГАТТ) бреттон‑вудская система не только облегчала заокеанскому бизнесу проникновение на зарубежные рынки и выполнение США своих финансовых обязательств по военным и иным программам за границей, но наделяла их немалыми возможностями влияния на макроэкономические параметры других стран.
В дальнейшем, когда обмен долларов на золото стал обузой для самих Соединенных Штатов, администрация Ричарда Никсона в одностороннем порядке отказалась от него, что привело к прекращению межгосударственных расчетов в золоте на основе его долларовой цены и установлению "плавающих" курсов валют, оформленных ямайкским соглашением 1976 г.6 Одновременно была поставлена цель превращения "специальных прав заимствования" в резервный актив мировой валютной системы. Однако до окончательного складывания нового механизма все еще далеко. Поэтому доллар по‑прежнему остается главной резервной валютой в мире, американские представители занимают руководящие посты в международных экономических организациях, где голоса распределяются в зависимости от размера квоты, а финансовая политика США в большей степени определяет условия функционирования мировой валютной системы, нежели зависит от них.
Установление контроля над финансовой сферой способствовало достижению более важной стратегической цели ‑ либерализации режима торговли и углублению хозяйственной взаимозависимости внутри "свободного мира". Ее объективной основой являлась интернационализация экономики, иначе говоря, опережающий рост мирохозяйственных связей по отношению к увеличению производства, что предполагало определенный уровень развития участников обмена и постоянное расширение их числа.7 Посредством щедрого предоставления помощи в соответствии с "планом Маршалла" европейским государствам и в рамках близкой к нему программы ‑ Японии, передачи ей и Западной Германии новейших технологий, "промышленной накачки" латиноамериканских и азиатских "новых индустриальных стран" правящие круги США в 40‑60‑е годы не только создали емкий внешний рынок сбыта американской продукции, но и привязали партнеров к себе. Учитывая производственный и технический потенциал Соединенных Штатов, хозяйственная структура "свободного мира" строилась по принципу "центр‑периферия", которая наряду со слаборазвитыми государствами включала ФРГ и Японию, получивших взамен "нишу" в мировом хозяйстве и уже к началу 70‑х годов сумевших накачать "экономические мускулы".
При таком характере экономических связей проблема политических взаимоотношений США и их союзников отходила на второй план. Введение или просто угроза применения ими финансовой, торговой или технологической блокады являлись действенным способом давления на слишком строптивых партнеров. Главная задача сводилась к недопущению перерастания неизбежных в межгосударственных отношениях противоречий в антагонистические. Американское военно‑политическое лидерство, оформленное образованием в 1949 г. НАТО, а затем и других блоков, служило своеобразным "страховым полисом" привилегированного положения США в мировой экономике. Идеологическую основу объединения Запада вокруг Соединенных Штатов, предлог для их военного присутствия в Европе и Азии, а также оправдание высоких военных расходов, способствовавших процветанию многих отраслей промышленности и целых регионов, обеспечивала "советская угроза", вследствие чего находившийся вне границ "свободного мира" Советский Союз тем не менее представлял собой существенный компонент американоцентричного мирового порядка.
По известным причинам наибольшие выгоды от либерализации мирового хозяйства получали США, экономика которых, дававшая свыше 40% мирового промышленного производства, до конца 60‑х годов демонстрировала устойчивый рост, изредка прерывавшийся непродолжительными и сравнительно мягкими спадами. Американские компании активно осваивали международные рынки и благодаря прямым инвестициям создали в зарубежных странах "вторую экономику" США, сопоставимую ныне по своим размерам с их национальным хозяйством8. Но уже с начала 70‑х годов Соединенные Штаты, вопреки поверхностному представлению об их всемогуществе, стали подавать признаки "перенапряжения", выразившиеся в постепенной утрате ими ранее неприступных позиций во многих ключевых областях производства, науки и техники.
С нарастанием экономических трудностей, усиленных "нефтяным шоком" 1973 г., в США вслед за отказом от твердых курсов валют наметилась тенденция к ограничению свободы торговли. Особенно ярко она проявилась на автомобильном рынке, где вплоть до 60‑х годов, когда по американским дорогам побежали "жучки" немецкой компании "Volkswagen", безраздельно господствовала "большая тройка" в составе "General Motors", "Ford" и "Chrysler". Высокие цены на горючее в других странах вынудили их европейских и японских конкурентов выпускать недоргие экономичные автомобили. "Нашествие" дешевых и качественных иностранных машин в Америку поставило в конце 70‑х годов на грань исчезновения "Chrysler", пока корпорация не получила государственного займа. Из автомобилестроительной промышленности требования о "добровольных" экспортных ограничениях перекинулись в другие отрасли и к началу 90‑х годов четверть экспорта в США была подвержена нетарифным лимитам. Характерно, что на "уругвайском раунде" ГАТТ, завершившимся в декабре 1993 г. после семи лет переговоров, речь шла уже не о понижении тарифов, а об обмене услугами, защите интеллектуальной собственности, субсидиях и иных подобных вопросах9.
Неудачи на собственном рынке сопровождались ослаблением позиций американского бизнеса и на международном. Среди первых 25 крупнейших промышленных компаний мира США представляют сейчас всего шесть ‑ автомобильные "Ford Motor" (2‑е место) и "General Motors" (3‑e), нефтеперерабатывающие "Exxon" (4‑e) и "Mobil"(12‑e), компьютерная "IBM" (5‑e), электротехническая "General Electric" (19‑e)10. С 1970 по 1990 г. доля США в мировых продажах 12 ведущих компаний отрасли снизилась в автомобилестроительной ‑ с 66 до 38%, химической ‑ с 40 до 23, сталелитейной ‑ с 31 до 12, производстве компьютеров ‑ с 90 до 70, электротехнике ‑ с 59 до 11, а в банковском деле с 67 до 0%511. Последний показатель отражает общемировую тенденцию к утрате банками прежней роли кредиторов промышленных корпораций. Их место занимают страховые компании и пенсионные фонды, накопившие громадные средства и в целях их эффективного использования прибегающие к услугам менее подверженных государственному контролю и регулированию со стороны Федеральной резервной системы США инвестиционных и брокерских фирм, таких как "Merrill Lynch", "Morgan Stanley", "Goldman, Sachs", "Lehman Brothers", "Salomon Brothers" и других.
Усиление конкуренции со стороны зарубежных производителей обернулось для Соединенных Штатов еще одним негативным явлением ‑ постепенной потерей ими техногегемонии. По данным Центрального разведывательного управления, в начале 90‑х годов США сохраняли лидерство в экспорте четырех из восьми высокотехнологических продуктов (вычислительная техника, аэрокосмическое оборудование, микроэлектроника и приборы для научных опытов), уступив Японии и ФРГ первенство в области телекоммуникаций, биомедицины, органики и точного машиностроения12. Главной причиной создавшегося положения является острый недостаток средств, вынуждающий многие американские компании браться за проекты, обещающие немедленную отдачу. Так, созданием суперкомпьютера в США до недавнего времени занималась корпорация "Control Date", но в 1989 г. финансовые затруднения заставили ее прекратить работы, и сейчас его разработку ведет лишь одна относительно небольшая фирма "Cray Research". По ту сторону Тихого океана ей противостоят три гиганта ‑"NEC", "Fujitsu" и "Hitachi", каждый из которых в финансовом плане на порядок мощнее американского соперника13.
В 80‑е годы наряду с такими характерными почти для всех индустриально развитых стран явлениями, как снижение среднегодовых темпов роста ВНП, промышленного производства, производительности труда и резкое увеличение безработицы, Америка вновь столкнулась с проблемами, которые, казалось, навсегда ушли в прошлое. Одной из них стало отрицательное сальдо торгового баланса, являвшееся следствием как проводившейся правительством Рональда Рейгана политики поощрения импорта, направленной на обуздание инфляции и удовлетворение потребностей населения, так и результатом материализации связей между "первой" и "второй" экономиками США, поскольку примерно 40% всего объема внешней торговли приходилось на включаемые статистикой в стоимость импорта поставки американских фирм с их заграничных филиалов14. Гораздо более серьезные последствия для США имел наплыв иностранных инвестиций. Массовый приток капиталов из‑за рубежа восполнил нехватку внутренних средств для поддержания разросшейся "индустриальной машины", но при замедлении в условиях высокой хозяйственной конъюнктуры экспорта американского капитала привел к тому, что впервые после 1914 г. в США был зафиксирован пассив платежного баланса, означавший обратное превращения их в страну‑должника15.
Принимая во внимание, что в нынешнем столетии возникавшие перед Соединенными Штатами экономические трудности часто преодолевались благодаря вмешательству государства, ситуация начала 90‑х годов осложняется отсутствием у него средств для крупномасштабной интервенции. Рейгановская программа наращивания вооружений, являвшаяся громадным стимулом для развития экономики, вызвала рост бюджетных дефицитов16 и, как следствие, увеличение государственного долга. В 1992 г. он составлял почти 70% ВНП, т.е. вернулся к показателям середины 50‑х годов, а ежегодные расходы на выплату процентов по нему достигли 15% поступлений в федеральный бюджет17.
Пытаясь затормозить его дальнейший рост администрация Джорджа Буша начала постепенное снижение государственных расходов, прежде всего военных, что уже отрицательно сказалось на развитии отраслей и регионов, чье процветание было связано с военным бизнесом.
В дополнение к беспорядку, порожденному экономическими факторами, в конце 80‑х годов произошли драматические сдвиги в политической сфере. Окончание "холодной войны", которое по своему эффекту сравнимо лишь с пересмотром системы международных отношений после обеих мировых войн, привело к исчезновению мотивации американского покровительства в военно‑политической сфере, высвобождению национальных интересов составлявших "западный блок" государств, выявлению скрытых противоречий между ними. Ярким проявлением отмеченных тенденций стало ускорение интеграционных процессов. В Европе оно нашло выражение в создании на основе подписанного в начале 1992 г. в Маастрихте 12 странами‑членами Европейского Сообщества договора Европейского союза. Со вступлением в него в 1994 г. государств Европейской ассоциации свободной торговли на западе континента сложилось обширное экономическое пространство. В Азии курс на образование такой же зоны взяла возникшая в ноябре 1989 г. организация Азиатско‑тихоокеанского экономического сотрудничества, куда вместе с Японией и странами АСЕАН вошли Австралия, Новая Зеландия, Гонконг и Китай.
Экономические проблемы стали главной темой общественных дебатов, развернувшихся в Америке в начале 90‑х годов на фоне вялого хозяйственного развития, названного за крайне низкие темпы (около 1,8%) "рецессией роста". Как обычно в таких условиях, тактические вопросы преодоления трудностей подавили стратегические размышления о роли США в современном мире.
Стремление Дж.Буша, заявившего осенью 1990 г. о необходимости создания нового мирового порядка, раздвинуть рамки обсуждения до оценки международного положения страны не нашло понимания у широкой общественности. Наоборот, возросшие опасения потери рабочих мест и доходов вследствие усиления конкуренции со стороны иностранных производителей вызвали очередной "приступ" изоляционизма в США, вынудив многих политических деятелей и бизнесменов превратиться в "протекционистов".
Вместе с тем, совершенно очевидно, что несмотря на распространение таких настроений в обществе американские правящие круги вовсе не привлекает перспектива повторения британского опыта "блестящей изоляции"."Участие в мировой экономике, ‑ отмечалось в докладе назначенной еще Рейганом комиссии по конкурентоспособности, ‑ теперь уже не второстепенное дело нашего собственного хозяйственного развития, а вопрос выживания"18. Такое же мнение присуще и нынешней администрации во главе с Биллом Клинтоном. По мнению его старого друга Роберта Рейча, ставшего министром труда, вообще не существует никакой "американской" экономики, а есть мировое хозяйство, куда США вплетены, как нить в паутину19. Сквозящее в подобных рассуждениях желание сохранить занимаемое сейчас Америкой место в мировой экономике при относительном сокращении потенциала страны вызвало горячие споры между атлантистами и сторонниками "расширения" в направлении Азиатско‑тихоокеанского региона (АТР), который с конца прошлого века рассматривался в США как будущий центр международной хозяйственной жизни.
Кредо современного атлантизма состоит в том, что Соединенные Штаты должны полностью сохранить свою приверженность отношениям с политически, исторически и этнически близкой им Западной Европой. Осуществляемое без участия США объединение ресурсов европейских стран представляет, по мнению атлантистов, неприемлемую угрозу для них20. Действительно, с созданием единой финансовой системы общеевропейская денежная единица ‑ ЭКЮ, введение которой планируется с 1 января 1997 г., потенциально может сменить доллар в качестве главной резервной валюты мира. Однако, вспоминая тяжелый валютный кризис в середине 1992 г., когда Великобритания и Италия на время вышли из ЕВС, а другие страны расширили допустимые пределы колебаний валют, положение доллара в ближайшем будущем вряд ли изменится. Замедление хозяйственного роста, научно‑техническое отставание и высокий уровень безработицы в Европе снижают ее привлекательность для американского бизнеса и усиливают позиции сторонников азиатского направления экспансии.
Созданный за последние десятилетия странами АТР громадный экономический потенциал и их перспективы как рынка товаров и инвестиционной "губки" породили подлинный "бум заинтересованности" в деловых кругах США. В 1992 г. на Азию приходилось 40% внешнеторгового оборота страны, а ее экспорт туда обеспечивал 2,3 млн.рабочих мест. Однако в целом позиции Соединенных Штатов в АТР довольно слабы: из 50 крупнейших иностранных концернов, действующих в регионе, американский лишь один, а из 25 ведущих банков ‑ ни одного. Определенную угрозу для США представляет проявившееся АТР стремление к обособлению, образованию азиатского торгового блока без участия какой‑либо "белой" державы, нашедшая отражение в не получившей, правда, поддержки инициативе премьер‑министра Малайзии Махатхира Мохамада. Опасения Вашингтона вызывают рост военных расходов и желание некоторых государств региона ускорить создание собственной современной военной промышленности21.
Учитывая политическую ситуацию и расстановку сил в США, Клинтон еще в ходе предвыборной кампании 1992 г. обещал, что "первым приоритетом внешней политики Америки станет усиление нашего внутреннего хозяйственного развития"22. Идея достижения общего процветания на основе создания новых рабочих мест через расширение внешней торговли стала центральной в экономической политике его администрации. Преодолев сопротивление профсоюзов и многих известных политических деятелей, Клинтон сумел добиться в ноябре 1993 г. ратификации заключенного его предшественником "Североамериканского соглашения о свободной торговле" (НАФТА) с Канадой и Мексикой. Оно предусматривает демонтаж торговых барьеров, либерализацию режима иностранных инвестиций и миграции рабочей силы, что через 15 лет должно привести к слиянию национальных рынков трех стран. В долгосрочном плане НАФТА открывает путь к образованию рыночного пространства континентального масштаба и, что вызывает особое раздражение "англосаксонских патриотов", ведет к созданию "новой Америки", объединяющей капиталы Северо‑Востока и "калифорнийской группы" с дешевой латиноамериканской рабочей силой и техническими знаниями выходцев из Азии.
Помимо появившихся с заключением НАФТА возможностей для американских корпораций снижать издержки производства и повышать конкурентоспособность своей продукции на мировых рынках, формирующийся мощный торговый блок, который с присоединением к нему других стран может охватить все Западное полушарие, несомненно усиливает позиции Соединенных Штатов перед лицом интеграционных процессов в Европе и АТР. Особенно важно это сейчас, когда в правящих кругах США обозначился переход к стратегии разделения ответственности со своими главными партнерами‑соперниками в указанных регионах ‑ Германией и Японией. Как глобальная американская политика, она направлена на сохранение за собой ведущего положения в мире при сокращении обязательств и переориентации ресурсов вовнутрь.
После объединения Германии, возложившего на Бонн тяжкое бремя экономической реконструкции восточных земель, наиболее строптивым партнером США является Япония. Наряду с громадным торговым дефицитом, отношения двух стран омрачают трудности, испытываемые американскими компаниями, конкурирующими с японскими фирмами на внешнем и внутреннем рынках, скупка японцами недвижимости и финансирование их банками слияний и поглощений в США при почти полной невозможности проведения ответных мер в Японии, где действует система перекрестного владения акциями компаниями‑союзницами. Изменить ситуацию призвана, видимо, выдвинутая Клинтоном идея "нового тихоокеанского сообщества", предусматривающая тесное партнерство с Японией, продвижение к большей открытости экономических систем вплоть до создания в АТР зоны свободной торговли и поддержку осуществляемых здесь реформ. Однако все предпринимавшиеся до настоящего времени попытки склонить Японию принять американские условия сотрудничества оканчивались неудачей.
Многие деятели в США вообще считают идею президента "мифом" и полагают, что "главным орудием завоевания мира является динамизм нашей системы свободного предпринимательства"23. Нередко в подобных высказываниях отражается широко распространенная в деловых кругах страны уверенность в том, что мощная индустрия, некогда выведшая США в ранг великих держав мира, и в дальнейшем поможет им сохранить свое экономическое лидерство. С углублением финансовых трудностей, потерей техногегемонии, усилением конкуренции на международных рынках и проникновением в американскую промышленность зарубежных фирм характерной чертой последних 15 лет стала переоценка ценностей в организации и ведении бизнеса. Непосредственным толчком послужило то, что в ходе экономических кризисов 70‑х годов серьезно пострадали многие крупные компании, положение которых прежде казалось абсолютно незыблемым.
Одним из важнейших изменений, произошедших в 80‑е ‑ начале 90‑х годов, стал постепенный отказ от получившей развитие в послевоенный период конгломератной формы организации крупных промышленных компаний, объединявшей под одной финансовой "крышей" предприятия в разных, зачастую совершенно несвязанных друг с другом сферах производства. Стимулом к возникновению конгломератов явилась диверсификация ‑ стратегия, инициаторами которой еще в 20‑е годы выступили "Duont" и "General Motors". В настоящее время многие ведущие американские корпорации отходят от диверсифицированной структуры, пытаясь сконцентрироваться в тех отраслях, где им принадлежит первое или второе место. Производственные мощности в других секторах обычно продаются или превращаются в совместные предприятия. Стремление к консолидации вызвало очередную волну слияний и поглощений, захлестнувшую США в 80‑е годы. Отличительными ее чертами стали преимущественно добровольное объединение компаний через различные формы кооперации, взаимную продажу акций и части научно‑производственных активов, а также массовая "свадьба слонов" ‑ слияние индустриальных гигантов. В 80‑е годы из 500 крупнейших корпораций списка "Fortune" 143, или 28% были в 80‑е годы поглощены другими компаниями24.
Падение конгломератных структур обусловило смену высшего руководства компаний. Широкое использование в 40 ‑ 60‑е годы конгломератной стратегии в деловой практике привело к тому, что в сознании большинства управляющих американских корпораций мерой успеха в бизнесе стала не экономическая эффективность производства или доля на рынке производимой продукции, а финансовые результаты деятельности. Пренебрежение интересами производства ослабило стимулы к инновациям. По словам бывшего вице‑президента "General Motors" Дж. ле Лориана, "вместо технического совершенствования своей продукции автомобильная промышленность пустилась в двадцатилетний сбытовой разгул. Все, что мы предлагали потребителю, представляло собою лишь уже ранее приготовленный "подогретый ужин"25. С середины 80‑х годов поменялось руководство в "General Motors", "Goodyear", "IBM", "Аmerican Express", "Westinghouse" и многих других известных компаниях. Одновременно возникли сомнения в целесообразности совмещения функций президента и главного менеджера корпорации, а также в эффективности существующих методов вознаграждения, позволяющих руководителям получать высокое жалование, даже когда фирма несет убытки26.
Перенацеливание диверсифицированных компаний в основную сферу деятельности часто приводит к пересмотру давно сложившейся практики найма и к простому сокращению рабочей силы. В начале 1993 г. с заявлением об отказе под давлением финансовых обстоятельств от "полной занятости" и ликвидации 25 тыс. рабочих мест выступила "IBM". За ней последовали крупнейший военный подрядчик ‑ корпорация "McDonnell Douglas", объявившая об увольнении 8,7 тыс.рабочих, занимающая третье место в розничной торговле "Sears, Roebuck" (50 тыс.), ведущая авиастроительная компания "Boeing" (20 тыс.) и ряд других фирм, многие из которых занимают отнюдь не последние места в своих отраслях. Активно пересматриваются принципы организации труда, растет число компаний, внедряющих бригадные методы работы. Так,"General Motors" создает на своих заводах бригады по 7‑8 человек, члены которых обеспечивают взаимозаменяемость и сами распределяют между собой производственные задания.
Во взаимоотношениях со своими иностранными конкурентами американские фирмы переходят к более гибкой тактике, нашедшей отражение в развитии и усложнении форм межкорпорационного сотрудничества, создании совместных предприятий, заключении "стратегических союзов" в сфере производства, разработки новых технологий, улучшения дизайна. Примером такой кооперации индустриальных гигантов может служить совместное предприятие, возникшее благодаря заключению соглашения о сотрудничестве между крупнейшей японской автомобилестроительной корпорацией "Toyota" и "General Motors" на базе принадлежащего последней завода в Калифорнии. Насколько прочны и действенны "стратегические союзы" американских и зарубежных фирм демонстрирует известный случай, связанный с продажей СССР японской компанией "Toshiba" в 1987 г. технологий "двойного назначения". Прибыльная сделка грозила ей жесткими санкциями со стороны конгресса США. Стремясь смягчить их, "Toshiba" подключила к обработке конгрессменов не только рабочих со своих заводов в Америке, но и имеющие с ней тесные контакты американские компании, такие как "ATT", "IBM", "Hewlett ‑Packard", "Xerox", и в итоге все же добилась желаемого27.
Межкорпорационные связи явились дополнительным стимулом для активизации зарубежной деятельности американского бизнеса. Если в 80‑х годах руководящие органы ЕЭС и правительства Великобритании и Италии препятствовали компании "Ford Motor" поглотить автомобильные предприятия английской фирмы "Austin Rover" и итальянской "Alfa Romeo", то объявленная в Европейском сообществе отмена с 1992 г. ограничений открывает перед американскими компаниями широкий простор для заключения разного рода сделок и налаживания в Западной Европе производства товаров, которые прежде экспортировались из США. Причем, как правило, они претендуют на занятие ведущих позиций в соответствующей отрасли. Так, корпорация "Sikorsky", образовав консорциум с итальянским автомобильным концерном "Fiat Spа", обеспечила себе преимущественное место в вертолетостроении, потеснив английскую фирму "Westland Helicopters"28. Однако отнюдь не Европа с ее проблемами привлекает сейчас американский бизнес. По оценкам специалистов, из десятка перспективных рынков здесь расположен всего один (Польша), а остальные находятся в АТР (Китай, Индонезия, Южная Корея), Азии (Индия, Турция), Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Мексика) и в Южной Африке29. Особенно сильную заинтересованность делового сообщества США вызывает Китай, вышедший в 80‑е годы в "спринтеры" экономического подъема. В 1981 г. в КНР основала свое представительство "General Motors", через три года "Chrysler" создал там первое совместное предприятие. Несмотря на прогнозируемые политические и экономические потресения, с которыми, возможно, столкнется страна после смерти "кресного отца" реформ Дэн Сяопина, прямые капиталовложения американских компаний в Китае достигли внушительной суммы и ежегодно составляют около 3,5 млрд.долл.30
Потенциально неограниченные возможности открываются для бизнеса в России. К концу 1993 г. инвестиции здесь имели уже 120 стран. Правда, по размерам внешнеторгового оборота среди иностранных инвесторов Соединенные Штаты занимают пока только второе место, уступая лидерство предприятиям с германским участием31. Главная причина, по утверждению многих обозревателей и представителей делового сообщества США, заключается в том, что американские фирмы в силу политической и социальной нестабильности в России и в других странах Восточной Европы с опаской относятся к ним как объектам приложения капиталов и требуют надежных гарантий в первую очередь со стороны федерального правительства, финансовые возможности которого в настоящее время весьма ограничены.
Американское государство доступными ему способами старается смягчить адаптацию бизнеса к новым условиям. Администрация Клинтона, предвидя негативные последствия запланированного снижения военных ассигнований для людей и технологических процессов, стремится сберечь специальные технологиии выполняющих военные контракты компании. Так, "Newport News Shipbuilding" получила недавно заказ на строительство авианосца, а "Electric Boat" ‑ ядерной подводной лодки. Компании "Mcdonnell Douglas","Boeing" и "Rockwell International" продолжают разработку новых моделей военных самолетов, а "TRW", "Hughes Aircraft" и "Loсkheed" ‑ военных спутников и спутников связи. Желание администрации использовать Пентагон в качестве "двигателя" технического прогресса проявилось в предложении нынешнего председателя Совета экономических консультантов при президенте Лоры Д'Андреа Тайсон о выделении ему на 5 лет 587 млн. долл. для оказания помощи американским компаниям в захвате 15% мирового рынка плоскостных дисплеев32.
Мощная поддержка деятельности бизнеса за рубежом оказывается через обычные межгосударственные каналы, включая контакты исполнительной власти на высшем уровне. Визит в Японию в январе 1992 г. Буша, который намеревался обсудить с японским руководством свой проект создания нового мирового порядка и дальнейшие шаги по укреплению "глобального партнерства" двух стран, завершился в конечном итоге банальными переговорами об увеличении экспорта автомобильных частей из США33.
Президент Клинтон в 1993 г., использовав свои полномочия, добился получения компаниями "Boeing" и "McDonnell Douglas" контракта на сумму в 6 млрд. долл. от Саудовской Аравии, пожелавшей оснастить новыми пассажирскими лайнерами свои национальные авиалинии34. Оказывая содействие бизнесу во взаимоотношениях с зарубежными странами, правительство Клинтона не только следует давней американской традиции, но и рассчитывает путем расширения экономического присутствия США за границей компенсировать сокращение ставших сейчас слишком обременительными для них военно‑политических обязательств.
В совокупности отмеченные выше процессы создают впечатление медленно прогрессирующего распада американоцентричного мирового порядка. С развалом СССР и исчезновением "советской угрозы" явно ослабла его идейно‑политическая составляющая, а попытки найти нового "врага", на роль которого в начале 90‑х годов выдвигался "исламский фундаментализм", пока не увенчались успехом. Бывшие союзники США в "холодной войне", суммируя разрозненные хозяйственные потенциалы, все чаще выдвигают на первый план свои национальные интересы, подрывая единство "свободного мира". Вне его границ стремление США насаждать западные ценности демократии и либерализма вызывает обратную реакцию, что находит выражение в росте антиамериканских настроений и подъеме национализма. "Тектонические" сдвиги в мировой политике, наряду с проявившимися в 70 ‑ 80‑е годы экономическими проблемами, дают основания для пессимистических оценок будущего американской гегемонии.
Однако
парадокс конца "колумбовой эпохи"
состоит в том, что ослабление глобального
лидерства США имеет место не вопреки, а во
многом благодаря их усилиям по созданию
взаимозависимой международной системы. Ее
нынешняя структу
ра является следствием продуманной
долгосрочной политики, которую государство
при одобрении и поддержке делового
сообщества проводило в жизнь в течение
нескольких десятилетий. Соединенные Штаты
и по сей день продолжают оставаться
сильнейшей военной и экономической
державой мира, обладающей огромным
производственным, финансовым и научно‑техническим
потенциалом. Поскольку
непосредственный контроль над действиями
других государств становится сейчас все
более затруднительным, сохранение
международных позиций США и их внутреннее
благосостояние во многом зависят от
состояния американского бизнеса, от того,
как он сможет приспособиться к реалиям
современной эпохи и меняющемуся положению
страны в мире.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.Mackinder
H.J. The Geographical Pivot of History //Geographical Journal. 1904.
Vol.XXIII. P.421.
2.См.:
Бродель Ф. Материальная цивилизация,
экономика и капитализм. Т.3: Время мира. М., 1992.
3.Hungtington
S. The Clash of
Civilizations? // Foreign Affairs. 1993. Summer. P.22‑49.
4.Kennedy P. The Rise and Fall of the Great Powers. Economic Change and Military Conflict from 1500 to 2000. New York, 1987. P.458‑471;Kindleberger Ch. The International Economic Order. Essays on Financial Crisis and International Public Goods. Cambridge, 1988. P.189 190; Wallerstein I. The World‑System Аfter the Cold War // Journal of Peace Research. 1993. N 1. P.5.
5.В
1945 г. на долю США приходилась 1/2 мирового
промышлен ного
производства, 2/3
золотого запаса, 3/4 инвестиций и 30% мирового
экспорта A Short History of the International Economy Since 1950. London,
1975. P.268.
6.Willett Th. Floating Exchange Rates and International Monetary Reform. Washington, 1977. P.22‑25.
7. Если с 1845 по 1945 г. объем мировой торговли в стоимостном выражении возрастал в среднем на 4% в год, то в течение 25 лет после окончания второй мировой войны темпы его роста превышали 7% (B l a c k f o r d M., Kerr K. Business Enterprise in American History. Boston, 1994. P.294).
8.По
данным ООН, в 80‑х годах доля зарубежных
филиалов аме риканских
компаний достигала 1/7 глобального
производства товаров
и услуг, а их доходы на прямые инвестиции за
границей составляли 1/3 всего объема
прибылей корпораций США (United
Nations. Transnational
Corporations in World
Development: Trends and Prоspects.
New York, 1987. P.102).
9. The Washington Quarterly. 1994. Spring. P.65.
10. The Economist. 1994. March 27. P.3‑4.
11.Harvard Business Review. 1994. N 1. P.131.
12. U.S.Central Intelligence Agency. Handbook of International Еconomic Statistics. 1992. Washington, 1992. P.200.
13.Продажи
"Cray" в 1989 г. составляли лишь 4.8% объема
продаж "Fujitsu", 2,9% ‑"Hitachi" и 3,6%
‑ "NEC". Ее доля на
мировом рынке сократилась с 90% в 1980 до
67,5% в 1992 г. (Political
Science Quarterly. 1994. Spring. P.42, 4).
14.U.S. Department of Commerce. Foreign Direct Investment in the United
States: An Update. Washington, 1993. P.77.
15. Bergsten C. America in the
World Economy: A Strategy for the
1990s. Washington, 1988. P.XI.
16. Среднегодовые показатели
бюджетных дефицитов в США составили в
1970‑1979 гг. ‑ 2,1% ВНП,
1980‑1989 ‑ 4,1% и
1990 1993 ‑ 4.8% (Economic Report of the President Transmitted to the
Congress January 1993. Washington, 1993. P.438).
17. Statistical Abstract of the United States: 1993. U.S. Bureau of the
Census. Washington, 1993. P. 328.
18.U.S.Commission on Competitivеness.Global Competition: The New Reality. Vol.II. Washington, 1985. P.174.
19. The Economist. 1991. October 26. P.11.
20.
См.: Уткин
А.И. Политика
США на североатлантическом направлении
// США: эпи. 1995. N 1. С.3‑18.
21. Foreign Affairs. 1994. N 6. P.82.
22. Orbis. 1994. Summer. P.380.
23.Columbia Journal of World Business. 1994. Fall. P.42.
24. Blackford
M., Kerr K. Opt.cit. P.347.
25. Цит. по: Райт Дж. "Дженерал моторс" в истинном свете. М., 1985. С.48‑49.
26.Доходы
управляющих американских компаний
превышают оплату их британских коллег в 3
раза, немецких ‑ в 4, японских ‑ в 6 раз
(Cuomo Commission on Competitivеness.
America's Agenda: Rebuilding
Economic Strength. Аrmonk,
1992. Р.111).
27.The New York Times. 1987. August 23; 1989. December 10. United Nations
Center on Transnational Corporations. The
Process of Transnationalization and Transnational Merges.
28.New York, February 1989. P.27.
29.Fortune. 1994.
May 30. P.75; The Washington
Quarterly.1995. Winter. N 1. P.33.
30.Fortune. 1994. March 7. P.116.
31.Мировая
экономика и международные отношения.
1994, N 12. C.16, 18.
32.Newsweek. 1994. May 23. P.45.
33.Time. 1992. February 10. P.21‑22.
34.The Economist. 1994. March 12. P.75.