А.С.ЮЛИНА
Институт философии РАН
ДЖОН ДЬЮИ И ПРАГМАТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В
СОВРЕМЕННОЙ
ФИЛОСОФИИ США
1. Поиски самотождественности
американской философии. Недав-но,
просматривая свои старые конспекты работ
американских авторов 50‑60-х годов, в
которых они рассуждали о сложившейся тогда
ситу-ации в философии США и делали прогнозы
на будущее, я обратила внимание на то, что
термин "прагматизм" служил как бы
отправной точкой рефлексий. Это и понятно. В
1952 г. умер Джон Дьюи - "Аме-риканский
флиософ N: 1", в течение нескольких
десятилетий во мно-гом определявший климат
не только философии, но и общественного
сознания, и, естественно, что вопрос о его
идейном наследии и судьбе прагматической
традиции в целом не мог не обсуждаться. Что
касается самих рефлексий, то они были
разными. Все же превалирую-щим было мнение,
что эпоха Джона Дьюи миновала.
В то же время воображение нового
поколения философов захва-тили идеи "великих
эмигрантов" - Р.Карнапа, Г.Рейхенбаха, Г.Фейг-ла,
К.Гемпеля, А.Тарского и др., привезших с
собой из Европы кон-цепции логического
эмпиризма. Вслед за ними океан пересекают
кон-цепции лингвистического анализа - Л.Витгенштейна,
Д.Райла, Дж.Ос-тина. В них предложен
принципиально новый тип работы - разные ти-пы
анализа - логический, логико-семантический,
контекстуальный и другие методологические
новации. Смысл этой работы состоял в том,
чтобы превратить философию из разговора на
уровне здравого смысла в дисциплину,
пользующуюся точным и теоретически корректным
языком. Одним словом, как констатировал в 1967
г. Ричард Рорти, в философии произошел "лингвистический
поворот"1. Не без помощи
американских адептов, уже давно шедших в
этом направлении - У.Куайна, Н.Гудмена, У.Селларса,
М.Блека, аналитическая философия (точнее,
аналитический стиль мышления) начала
победное шествие по американским
университетам и очень скоро заняла
господствующее положение в наиболее
престижных из них. Конечно, американская
мысль всегда была плюралистичной, она
представлена массой самых разнообразных
философских теорий, но тем не менее в
академической среде титул "профессиональная"
стал приписываться работам, выполненным
именно в аналитическом ключе.
Одним словом, в 50‑60х годах произошла
смена философской парадигмы. Философия
Дьюи не была теоретически опровергнута.
Просто со сменой интересов и проблематики
она была отодвинута в тень. Молодежи она
стала казаться чем-то наивным и даже архаич-ным.
Его упрекали за то, что он не понял
центральной роли проблем языка и значения,
имел превратное представление о формально-логи-ческих
и логико-семантических методах, рассуждал о
многих вещах, в которых был дилетантом, в
частности, слишком вольно толковал науку и
научные методы, приписывал философии
моральные и просве-тительские функции и т.д.
С тех пор прошло много времени, почти
полвека. Появлялись новые имена,
разгорались и гасли дискуссии вокруг новых
интересных позиций. Тот, кто следит за
американской философской литературой не
мог не заметить, что начиная с конца 70-х
годов термин "прагматизм" все чаще
начинает мелькать в ней, молодые авторы
считают престижным считать себя
наследниками американской традиции мысли,
открывают много нового в прочтении
классиков - Джонатана Эдвардса, Ральфа
Эмерсона, Чарльза Пирса, Уильяма Джемса,
Джона Дьюи. Прагматические корни
прорастают новыми порослями в
неопрагматизме Р.Рорти, новых вариантах
аналитической философии (Д.Дэвидсон, Х.Патнэм),
натуралистической философии, в феминизме,
постмодернизме, теориях образования и др.
В конце XX в. феномен "переоткрытия
традиций" наблюдается и на Западе, и на
Востоке. Народы, этнические группы,
отдельные лю-ди занялись поиском
самоидентификации - по принципу государствен-ности,
культуры, религии, этноса, пола2. В
переоткрытии праг-матической традиции и
возрождении интереса к Дьюи тоже присутс-твуют
и потребность в самоидентификации, и вопрос:
"Что есть се-годня американская
философия?" Но главное все же не в этом.
Аналитическая философия работает в
универсалистском ключе, она претендует на
звание философии вообще, профессиональной
ака-демической философии безотносительно к
национальному или культур-ному контексту
ее произрастания. Она космополитична. Очень
изощ-ренная, она не дает обычному
американскому интеллигенту того, что
давала философия Дьюи - понятной и близкой
системы мировидения, коммуникации с
различными областями культуры. Мортон Уайт,
один из проницательных историков
американского сознания, писал в 1973 г.: "После
смерти Дьюи Америка так и не создала
философии по сво-им масштабам,
интеллектуальной силе и общественному
влиянию срав-нимую с его философией"3.
Потребность американской философии в
самоидентификации, неудовлетворенность
техническим характером аналитической
философии, настальгия по "золотому веку"
американской мысли не смогли бы вытянуть из
забвения фигуру Дьюи, если бы его творчеству
не были присущи определенные качества. Его
идеи проявили жизненность потому, что
оказались способными реконструироваться
в изменившихся условиях, обрастать новыми
смыслами, служить новым целям. Философия
Дьюи была открытой. И в смысле критики и
самокоррекции, и в смысле открытости к
глобальным проблемам эпохи, в которую он
жил. Бертран Рассел как-то назвал философию
Дьюи "рационализацией американского
опыта". В этой констатации есть доля
истины. Но не вся истина. Конечно, Дьюи
оценивал мир через контекст США. Однако ему
был чужд почвеннический крен. Он
стремился постичь динамику цивилизации XX в.,
увидел тенденции к развитию демократии и
гуманизма и одновременно увидел блокирующие
силы. И он стремился поставить философию на
службу первым.
2.Эмпиризм, натурализм и разумность.
Дьюи родился в 1859 г. в доиндустриальную
эпоху, когда энергетика Америки основывалась
на силе ветра, воды и дров, культура была
провинциальным отголос-ком Европы,
философия была представлена горсткой людей.
Зрелые годы Дьюи пали на эпоху
индустриализма, начало интенсивного раз-вития
науки, становления либеральной демократии,
"золотого века" американской
философии, представленного плеядой
оригинальных мыс-лителей - Ч.Пирсом, Дж.Ройсом,
У.Джемсом, Дж.Сантаяной, Дж.Мидом. Умер Дьюи
в 1952 г. в разгар "холодной войны", когда
угроза ядер-ной войны стала мощнейшим
фактором мировой политики, первые шаги
ядерной энергетики и компьютеризации
определяли вектор развития
постиндустриального общества (одна из его
последних работ была посвящена моральным
аспектам создания и использования атомной
бомбы), а философия делала "лингвистический
поворот". Свидетель почти столетней
истории, заполненной колоссальными
социальными сдвигами, Дьюи имел
возможность прослеживать ее динамику,
сравни-вать тенденции, делать выводы и
корректировать их.
Дьюи не замыкался американским
контекстом. Он хотел своими глазами видеть
другие практики: ездил по миру, выступал с
лекция-ми во многих странах (Китае, Мексике,
Японии). В 1929 г. он побы-вал в СССР и по
приезде домой опубликовал "Впечатления о
Советс-кой России", в целом
благожелательно оценив советский опыт. В на-чале
30-х годов, получив (по-видимому от С.Хука и М.Истмэна)
ин-формацию о ширящейся волне репрессий в
СССР, он резко поменял по-зицию (чего не
сделали, кстати сказать, интеллектуалы
Европы -А.Барбюс, Ж.П.Сартр, Т.Манн и др.). Для
того чтобы объективно ра-зобраться в
происходящем и, в частности, с выдвинутыми в
Москве обвинениями Л.Троцкого в шпионаже и
контрреволюции, он участвовал в
неформальном суде, проходившем в Мексике,
на котором была приз-нана невиновность
Троцкого. Отрицательно относясь к
коммунисти-ческим воззрениям Дьюи признал
право Троцкого на свои убеждения.
Выступление Дьюи во многом способствовало
откату многих интеллек-туалов США от
марксистских и коммунистических идей.
За этой акцией Дьюи последовала резко
негативная реакция из Москвы. В течение
нескольких десятилетий имя Дьюи было
обречено появляться в печати с ярлыками "апологет
американского империа-лизма", "реакционный
философ", "враг коммунизма". Был
создан со-вершенно искаженный образ как
личности Дьюи, так и его философии. К
сожалению, до сих пор не проделана
необходимая работа по разрушению этого
образа. Предварительным условием для нее,
конечно, должна стать публикация на русском
языке основных произведений Дьюи.
У каждого мыслителя, чем бы он ни
занимался, есть некая скрытая "повестка
дня", состоящая из установок, посылок, "симво-лов
веры", которые рефлексивно или
бессознательно определяют вы-бор
теоретических поисков. У Дьюи "символами
веры", которым он следовал всю жизнь, были
следующие.
1. Оптимистическая вера в человеческую
разумность, исследую-щую, рассуждающую и
критическую способность человеческого
интел-лекта или в его терминологии
"intelligence".
2. Вера в науку и научные методы, которые
подразумевает ра-ционально-критическую
деятельность не только в
естественнонаучных сферах, но и в
ценностных областях, в том числе морали.
3. Вера и "открытие" системы мысли и
неприятие догматизма. 4. Вера в
мелиористские возможности социал-реформизма
и гу-манистические возможности либеральной
демократии.
5. Вера в универсальное образование или
в широком смысле просвещение, убеждение,
которые являются главными рычагами демок-ратизации
общества и создания для человека более
достойной жизни 4.
Мне могут возразить, что в этих
установках нет ничего нео-бычного, они
типичны для многих либеральных мыслителей
XX в. Вер-но, конечно. Однако редко кто
пытался социально-активно проводить их в
жизнь. Кроме Дьюи можно назвать
сравнительно немного имен -Б.Рассела, К.Поппера
и еще несколько фигур менее крупного масшта-ба.
Однако ни Рассел, ни Поппер не сделали так
много для образования - самого близкого к
практике и народного института, как это
сделал Дьюи.
У многих российских философов
прагматизм Дьюи прочно ассоци-ируется с
утилитаризмом, пониманием истины как
полезности и даже девизом "Все хорошо,
что хорошо для дядюшки Сэма". Такой образ
ложен. Ключевым словом в философии Дьюи
является не "полезность", а "образование".
Скажу об этом несколько подробнее,
поскольку от-сюда, как мне представляется,
тянутся наиболее живые нити, связы-вающие
Дьюи с современностью.
Практическим жизненным материалом, на
который опирался Дьюи в период становления
его философских взглядов, была его учитель-ская
практика. Свой "исследовательский метод"
он первоначально предложил как метод
обучения детей (работа "How we think", 1903).
Предлагавшиеся им в дальнейшем
теоретические новации как бы све-рялись с
практикой обучения. Они были заданы тем, что
он мыслил философию не как
интеллектуальное изыскание на потребу
любозна-тельных умов, не как эстетическую
игру, а как теорию образования, теорию
Просвещения, инструмент обучения
разумности, без чего не может быть
осмысленной жизни. Это ее первичное
предназначение в культуре. Формальная
сторона, гносеологические изыскания в духе
платоновско-кантовской традиции или
спекулятивные генерализации в духе Гегеля
не столь существенны.
Уместно в связи с этим напомнить, что
проблема образователь-ных функций
философии особенно актуальна для нашего
времени. Мно-гие сейчас считают, что XXI в.
будет "веком образования" (а за-канчивающийся
век именуют "веком информации"). Не
просто образо-вания, а рефлексивного
образования, образования как исследования (это
- дьюевские термины), ориентированного на
развитие рассужда-ющих и исследовательских
способностей мышления, навыком мыслить
критически и творчески. Представители
различных дисциплин прово-дят ревизию
своего багажа с учетом новых
образовательных целей. За эту работу
взялись и философы: главной темой
следующего Все-мирного философского
конгресса будет "Философия и образование".
Очевидно, что не всякая философия выдержит
экзамен на пригодность для образования. На
мировом философском рынке сейчас
фигурирует множество "интеллектуальных
кружев", которые для этой цели не го-дятся.
Может получиться так, что то, о чем Дьюи
говорил в начале века и что не всегда
встречалось с пониманием его
современниками, сегодня может оказаться
более актуальным, нежели многие авангар-дистские
новации5.
В книге "Реконструкция в философии"
Дьюи писал, что филосо-фия приобретает
значимость великих систем, когда ей удается
кон-денсировать в себе драматические
действия людей и совпасть с си-туацией, на
которую реагируют люди"6. Эту
констатацию можно отнести и к творчеству
самого Дьюи, символы веры которого оказа-лись
созвучными и американскому опыту, и эпохе, в
которую он жил. Однако все это внешние -
социокультурные и психологические факто-ры.
В философских теориях есть и внутренняя
сторона. Философ в конечном счете
оценивается по тому вкладу, который он
вносит в постановку новых проблем,
выявление новых аспектов старых проб-лем,
по новым идеям и концепциям, по созданию
нового понятийного словаря, введению новых
методов, утверждению нового стиля мышле-ния
и т.д., а также в какой мере новаторство
спровоцировало появ-ление критических
концепций - более плодотворных и
перспективных.
С этой точки зрения в философии Дьюи
можно найти немало но-ваций. Одни имеют
только исторический интерес, однако
некоторые могут рассматриваться как "рациональные
зерна", могущие прорас-тать в новых
условиях, обогащаться новыми смыслами,
оказываться релевантными новой эпохе. Я
коснусь только трех моментов: теории опыта,
натурализма и понимания разумности.
Опыт, по Дьюи, это - результат
взаимодействия живого бытия с физическим и
социальным окружением.7
Взаимодействие органично, оно проявляется
в непрерывности природного и социального,
физического и духовного, чувственного и
рационального, субъективного и
объективного. Опыт всегда есть процесс,
история, коммуникация. Это -весь
жизненный мир человека во всех его
проявлениях.
Применительно к холастическому,
процессуальному, организми-ческому
пониманию опыта Дьюи разработал и ввел в
философию новые исследовательские методы
- контекстуальный, инструментальный,
функциональный, прагматический.
Соответственно отверг традицион-ные -
аналитические, редукционистские, априорные
методы; все они имели целью выделить некий
"фундамент", предельное основание, на
котором возводилось достоверное знание. На
деле они рассекали це-лостность опыта. По
большому счету процессуальные методы можно
считать методов "intelligence" рефлексивной
и разумной деятель-ности.
Нередукционистская трактовка опыта и
методов его исследова-ния служит у Дьюи
основой для решения по меньшей мере двух
задач. Во-первых, антропологической задачи:
если социальное бытие предс-тавляет собой
естественное продолжение физико-биологических
усло-вий, тогда рефлексивное отношение к
многообразию своего опыта, осознание
сопряженности с природой и культурой,
неразрывности мыслей, действий и практики
следует рассматривать как необходимое
условие свободы, свободного целеполагания
и ответственности. И условием разумного
мышления и поведения. Во-вторых, культурологи-ческой
задачи. Трактовка опыта как длительности и
непрерывности не совместима с расколом
культуры. Она позволяет рассматривать
научную, философскую, литературную,
социальную, эстетическую
культуры в единстве и коммуникации, дает
возможность воссоединить Истину, Добро и
Красоту.
Еще на переломе веков Дьюи высоко
поднял знамя натурализма и пронес его до
конца жизни. Натурализм в его понимании это
признание природы всевключающим и
центральным принципом всякого
философствования. Природа для него нечто
большее, чем опыт. Это миллионы лет эволюции
Вселенной. За интеракциями опыта, представленными
в виде знания, ценностей, переживаний, лежит
более фундаментальное - непознавательное и
нелингвистическое вза-имодействие. Природа
осуществляет последний контроль: она либо
поддерживает, либо блокирует, либо
модифицирует переживаемое в опыте.
Естественным наукам, несмотря на
критические оговорки и по-яснения, Дьюи
отводил привилегированное положение среди
всех ос-тальных форм культуры. В ту пору
многие философы в Европе и США, стремясь
идти в ногу с прогрессом науки и сбросить
груз спекуля-тивно-идеалистических систем,
выступали под знаменем натурализма. Однако
на практике они выбирали разные цвета этого
знамени.
Уже со второй половины XIX в. философы
оказались перед аль-тернативой
механистического физикалистского и
биолого-эволюционистского образов науки.
Первый сложился под влиянием физических
теорий своего времени, второй - под влиянием
теории Дарвина. Эти образы включали в себя
различные парадигмы, различное понимание
предельных оснований знания, различные
методологии и задавали различные типы
метофизики. Физикализм задавал "жесткий"
тип мета-физики и рациональности -
механицистский, детерминистский, редук-ционистский
и чаще всего феноменалистический. И
соответственно "жесткий" тип
рациональности. Биолого-эволюционистский
образ нау-ки предполагал другую метафизику,
основанную на генетическом ме-тоде,
ориентированную на идею развития,
непрерывности природного и социального,
идею прогресса и т.д. Биолого-эволюционистский
об-раз науки обладал большей пластичностью
и большими объяснительны-ми возможностями,
позволял объяснять человеческое существо и
его социальные проявления и ориентировал
на "мягкую" рациональность. (Острота
конкуренции этих двух образов науки отнюдь
не смягчилась к концу XX в.; она стала более
острой и сегодня ставит философов перед
трудным выбором).
Дьюи сделал свой выбор в пользу биолого-эволюционистского
образа науки. Помимо дарвиновских идей в
его конструкции исполь-зовались
гегелевский историцизм, идеи культур-антропологии
и др. Поэтому натурализм у Дьюи "культурный",
природа окрашена в цвета и оттенки,
присущие социальному опыту, "наука"
распространяется на сферы человеческого
поведения, на мораль. С последним связано и
гибкое понимание рациональности. Отвергнув
"жесткую" рациональ-ность, характерную
для механицизма, для формального знания (физи-ки,
математики и др.), он принял ее "мягкую"
трактовку, годящуюся для ориентации в
практической жизни, решении моральных и
социальных конфликтов.
Еще при жизни Дьюи натуралистическая
метафизика и социобио-логизм подвергались
суровой критике. Сантаяна нашел в сочетании
"метафизика" и "натурализм"
логическое противоречие. И все же.
Разгромленный, натурализм как птицы Феникс,
вновь и вновь возрож-дается и в новом
обличии заявляет о себе. Например, начиная с
70-х годов ученые, работающие в различных
областях биологии, предлагают свой вариант
социобиологии или генно-культурной коэво-люции
(Э.О.Уилсон, Р.Триверс, Р.Александер, Ч.Ламсден
и др.). В нем ставится задача объяснить все
социальные проявления человека, его мораль
и культуру при помощи концептуальных
средств генети-ческой и популяционной
биологии. Дьюи для них, конечно, не
авторитет, однако в натуралистической
метафизики, которая выстраивается на
границе философии и биологии, угадывается
модель, заданная еще Дьюи.
Дьюи, безусловно, сформулировал верный
тезис о природе как центральном принципе
всякого философствования, о "завязанности"
всех сторон бытия человека с природой и об
условности фокусировки отдельных сторон
опыта. Он не мог представить ни конкретно-науч-ных,
ни философских доказательств, как именно
стыкуется биологи-ческое и социальное (их
нет и в современном знании). Однако защи-щаемый
им тезис, строго говоря, нельзя и
опровергнуть. Философ был прав, говоря о
единстве культуры, о необходимости
использова-ния методов, сохраняющих
целостность исследуемого объекта. Прав он и
в том, что рациональность лучше определять
в терминах прак-тического подхода, как
разумность, нежели в чисто интеллектуаль-ных.
Однако эти общие верные суждения далеко не
всегда были теоретически проработаны,
контекстуальная логика без спецификации
и квалификации различных видов знания,
фигурирующих в опыте, приво-дит к путанице,
смазывает качественные характеристики
представленных в опыте объектов. Дьюи еще
мыслил предметно и не придавал должного
значения особой роли и законам медиума -
языка. Поэтому предлагавшиеся им "научные
методы", не принимавшие в расчет
различие языков науки и обычного
естественного языка, на котором говорят
философы, не могли иметь большой
практической ценности.
Последнее обстоятельство было одной из
главных причин того, что с приходом
аналитической философии, осуществившей "лингвисти-ческий
поворот", философия Дьюи оказалась на
периферии (в то вре-мя как Чарльз Пирс с его
семиотическими идеями был поднят из заб-вения).
"Философия языка" не нуждалась в "философии
опыта", разве что для оттачивания критики.
Дьюи упрекали за мягкость принципов,
двусмысленность используемых понятий,
расплывчатость определений, приблизительность
критериев, смешение фактов и ценностей и т.д.
Как ни парадоксально, именно эти пороки
сегодня вызывают по-вышенное внимание к
творчеству Дьюи и нередко воспринимаются
как достоинства. С нашей точки зрения это
можно объяснить двумя при-чинами:
определенной психологической
изношенностью аналитической философии, но,
главное, ощущаемой многими потребностью в
нестро-гом "синоптическом" типе
философии.
После почти пяти десятилетий
героических усилий по созданию философии,
имеющей законный статус профессиональной
теоретической дисциплины со своим
собственным строгим языком, аналитическая
фи-лософия так и не достигла идеала. Все
критерии различения научно-го от
ненаучного, теоретического от
нетеоретического оказались шаткими;
попытки дать логически и семантически
корректные опреде-ления физическому и
психическому, объективному и субъективному,
словам и вещам привели к ситуации,
аналогичной той, которая сло-жилась в
физике - чем более тщательными становятся
определения, тем более смутным оказывается
объект, который надлежит опреде-лить.
На пороге возникли трудности, связанные
с внутритеоретичес-кими коммуникациями.
Требования точности, смысловой ясности, до-казательности,
задавшие философской работе вектор в
сторону раз-работки тонких оттенков
проблем и точной языковой фиксации этих
оттенков, обернулись появлением множества
позиций, самоопределяю-щихся в зависимости
от толкования этих оттенков. В итоге
теряется общий язык даже в рамках
аналитического стиля мышления.
Еще больше сложностей с внешними
коммуникациями. Профессио-нальная "техническая"
философия теряет свои связи с тем, что в
широком смысле именуется "praxis". Она,
конечно, имеет выход к практике образования,
в определенной мере к научной практике, но
не к тому, что обозначается термином "мировоззрение".
Широкой публике она не понятна,
представляется занятием элитарным. На этом
фоне философия Дьюи, апеллировавшая к "человеку
с улицы", кажется и демократичнее, и
предпочтительнее.
По-видимому в культуре есть объективная
потребность в неко-торой дисциплине,
которая, используя понятный для этой
культуры язык, выполняла бы
коммуникативную, критическую,
трансляционную функции, которая
сопоставляла, оценивала различные типы
знания и понимания, присущие картинам мира,
рисуемым языками естественных наук,
гуманитарных дисциплин, искусства,
обыденного сознания.
Традиционно эту функцию выполняли "синоптические"
системы или "всеохватывающие" модели,
какой была философия Дьюи. Сегодня сом-нительно,
что такая модель окажется жизнеспособной;
она не устоит под огнем критики
аналитической философии. Однако
объективная потребность в "синопсисе"
и коммуникации есть, и она дает о себе знать
в самых различных вещах. "Переоткрытие"
традиций американс-кой мысли, стремление
восстановить коммуникации с наследием
куль-туры прошлого - одно из проявлений этой
потребности.
3.Джон Дьюи в зеркале неопрагматизма Р.Рорти.
Как уже гово-рилось, во всяком "переоткрытии"
идеи прошлого прочитываются при-менительно
к современности. Обычно применяется метод
"рациональ-ной реконструкции", при
котором выделяются "рациональные
зерна", обрастающие новыми смыслами.
Учитывая многоплановость творчества
Дьюи, возможны самые различные
истолкования. Ограничусь перечис-лением
теорий, которые соотносят себя с дьюевской
традицией. Это - философский натурализм8
(ученики и последователи Дж.Рэндел-ла, Ю.Бачлера),
секулярный гуманизм П.Куртца, прагматический
ана-лиз (У.Куайн, Д.Дэвидсон, Х.Патнэм),
философские теории образова-ния (И.Шеффлер,
М.Липман)9, прагматический феминизм (М.Миллер,
Э.Шарп), религиозная философия (Д.Смит) и,
конечно, неопрагматизм Ричарда Рорти.
Я остановлюсь на последнем более
подробнее. Прежде всего по-тому, что Рорти
своей заявкой на "адаптацию прагматизма
к совре-менным условиям" и очень спорной,
но, безусловно, талантливой ин-терпретацией
философии Дьюи больше других способствовал
введению ее в оборот современных дискуссий.
Рорти
прошел школу аналитической философии,
разочаровался в ней,
обратился к жанру, который можно назвать
метафилософской культурологической
рефлексией. Увлекся герменевтикой и
постмодер-низмом, идеями М.Хайдеггера, М.Фуко,
Ж.Деррида, попытался навести мосты между
континентальной и англо-язычной традициями
и обнару-жил для себя много нового и
поучительного в американской фило-софской
классике.
Из критических атак Л.Витгенштейна, У.Куайна,
У.Селларса, направленных против "фундаменталистских"
концепций знания, Рорти сделал вывод: то,
что принимается за "философскую проблему",
в действительности - "продукт
бессознательного принятия посылок,
встроенных в словарь, в котором эта
проблема формулируется"10.
Концепция Т.Куна о несоизмеримости
концептуальных схем и "анархи-ческая
методология" П.Фейерабенда послужили
дополнительными аргу-ментами для отказа
от понятия "истина" и вместе с этим для
отказа науке в праве на "привилегированный
доступ к реальности".
Итогом сложных метафилософских исканий
Рорти явился вывод, что образ философии как
"зеркала природы" или "репрезентации
бы-тия", имеющей свой собственный предмет,
ошибочен. Однако это вов-се не означает, что
он предлагает расстаться с философией
вообще. Расстаться следует с самоиллюзией,
свойственной традиции, идущей от Платона
через Декарта, Канта к позитивистам, в
которой филосо-фия претендовала на знание
чего-то, что дано только ей. Философия
вполне может сохранить свое место в
культуре при условии, если откажется от
неоправданных гносеологических претензий
и признает себя "жанром литературы"
или лучше "литературной критики", т.е.
не скованного жесткими канонами,
пользующегося метафорически-поэ-тическим
языком повествования. (Свою версию "неопрагматизма"
он представляет не как теорию, а как некий
поэтический нарратив). В этом случае
вместо логики и гносеологического анализа
будет "заинтересованный разговор", а
вместо теоретического согласия по поводу
того, что считать истиной, будет "солидарность"
несоизмеримых и нередуцируемых
верований. Главная функция философии в
культуре - коммуникативная - поддержка
разговора, ведущегося на разных языках. У
философа роль "информированного
диллетанта, полиграматика, сократического
посреднка между различными дискурсами. В
его, так сказать, салоне герменевтические
мыслители будут высвобождаться от
колдовства самоограничивающих практик.
Расхождение между дисциплинами и
дискурсами приводят к компромиссу или
транцендируются в процессе разговора"11.
Будучи герменевтиком и релятивистом,
Рорти придерживается лозунга "Пусть
расцветают сто цветов". Однако цветы,
прорастающие на родных полях, кажутся
предпочтительнее. Это Джемс и Дьюи (Ч.Пирс с
силу логицизма ему малоинтересен). В
постфилософской и постмодернистской эре им
предрекается долгожительство. Приведем
довольно длинную цитату из книги Рорти "Последствия
прагматизма", дающую представление о его
видении современной философской сцены. "Современным
философам прагматизм обычно
представляется устарев-шим философским
движением, процветавшим в начале века в
весьма провинциальной атмосфере, но
сегодня либо отвергаемым, либо auf-geboben (забываемым).
Великих прагматиков - Джемса и Дьюи - вре-менами
хвалят за критику платонизма ... Для
принадлежащих к тра-диции, берущей свое
начало в логическом позитивизме, кажется,
что атаки прагматистов на "трансцендентальную"
квазиплатонистскую фи-лософию следовало бы
сделать более острыми с помощью
тщательного и детального анализа таких
понятий, как "значение" и "истина".
Для антифилософской традиции современной
немецкой и французской мысли,
отправляющейся от ницшеанской критики двух
тенденций XIX в. - позитивистской и
трансценденталистской, - американские праг-матисты
представляются мыслителями, никогда
реально не порывавши-ми с позитивизмом и
никогда реально не порвавшие с Философией (с
большой буквы). Я не думаю, что какая-либо из
этих двух попыток разделаться с
прагматизмом оправдана... С моей точки
зрения, Джемс и Дьюи окажутся не только в
конце той диалектической доро-ги, по
которой пропутешествовала аналитическая
философия, но и в конце пути, по которому в
настоящее время идут Фуко и Делез" 12.
Обратившись к Дьюи, Рорти не ставит
перед собой задачи вос-создать "подлинного"
Дьюи. Для него философия Дьюи - это только
материал, в котором можно найти моменты для
собственной рефлек-сии. Отмеченные выше, с
моей точки зрения позитивные, конструк-тивные
моменты, с точки зрения Рорти, как раз менее
всего ценны. Концепция опыта Дьюи могла бы
иметь какой-то позитивный смысл, если бы "опыт"
был заменен на "язык" и предметом
рассмотрения стали метафорические способы
описания опыта. Самый большой грех Дьюи -
"натуралистическая метафизика". Уже
сам термин, считает Рорти, содержит в себе
противоречие. Фразы: "взаимодействие с ок-ружающей
средой", "естественный отбор", "адаптация"
содержали в себе одновременно и научный и
трансцендентально-метафизический смысл.
Он просто "взял словарь, используемый
эволюционным биоло-гом в лаборатории и с
его помощью попытался описать все то, что
когда-то принималось за "Знание"13.
Соединял несоединимое - научную и морально-эстетическую
культуру - и только потому, что верил в
существование у философии собственного
предмета и способ-ность сообщать некое
знание об этом предмете.
Согласно Рорти ценность философии Дьюи
состоит не в ее вкла-де в гносеологическую
платоновско-декартовскую-кантовскую-позити-вистскую
традицию, наоборот, в его вкладе в
расшатывание этой традиции: в показе
иллюзорности претензий прошлой философии
на вскрытие неких "общих черт бытия", в
отказе от фундаментализма и формализма,
в критике субстанциализма и ессенциализма,
в прагматической интерпретации верований и
т.п. Самая большая заслуга Дьюи состоит в
том, что он признал реконструкцию атрибутом
философии и задал движение к ее вечному
переосмыслению. Философия Дьюи "великая
не потому, что дает аккуратную репрезентацию
общих черт природы, или опыта, или культуры,
или чего-либо еще. Ее величие состоит в
чистой провокационности ее предположений
о том, как сбросить шелуху
интеллектуального прошлого и о том как
рассматривать это прошлое в качестве
материала для игрового
экспериментирования, нежели как возлагающее
на нас бремя и ответственность14.
В ограниченных пределах данной работы у
нас нет возможности разбирать конкретные
примеры вольной интерпретации Рорти филосо-фии
Дьюи. Да это, по-видимому, не нужно и
невозможно; Рорти весь-ма искусно
пользуется то аналитическими, то
романтическими аргу-ментами. Выскажем
только одно замечание относительно
исходной по-сылки Рорти. Весь его
деконструктивистский проект постро-ен на
ложном выводе: коли самая изощренная из
всех известных -аналитическая философия
- не может представить теоретически
безупречные критерии истины, критерии
демаркации теоретического и нетеоретического,
определить значения и референты и т.д.,
всякую эпистемологическую деятельность
следует признать тщетным делом, а претензии
философии на рациональность беспочвенными.
Лучше продолжить романтическую традицию
американской философии, идущую от Эдвардса,
Эмерсона, Торо, Джемса и в какой-то мере от
Дьюи, которой не свойственно было
стремление к точности и которая
пользовалась непретенциозным литературно-метафорическим
языком.
Точности, как известно, нет даже в
логике и математике; тем более ее нельзя
требовать от философии. Отсутствие
точности, од-нако, не есть основание для
отказа от рациональности. Как и во всякой
другой области, в философии вполне применим
метод рацио-нальной дискуссии, который по
определению одного из самых после-довательных
защитников рационализма, К.Поппера, "заключается
в ясной четкой формулировке проблемы и
критическом исследовании различных ее
решений"15. Думаю, что Дьюи
согласился бы с Поп-пером.
Вокруг творчества Рорти идет большой
спор, в котором, в частности, затрагивается
вопрос об его "американизме". Одни упре-кают
Рорти за то, что он не избавился от старой
болезни амери-канской философии - быть эхом
Европы - и прочитал американскую классику
через искажающие линзы европейского
пострмодернизма; другие полагают, что,
наоборот, он делает "почвеннический крен"16.
Третьи считают, что в постгуманистическом
проекте Рорти не следует усматривать
ностальгические мотивы или тайное
стремление увидеть в США "американскую
философию". Его космополитический "разовор"
- это, скорее, проявление "северо-атлантического
этноцентризма" и переживаемого всем
западным обществом кризиса гуманизма,
прежде всего его социально-политического
содержания17.
Последняя оценка мне представляется
близкой к истине. Рорти без больших
оговорок принимает современную
цивилизацию. В отличие от "плебейского"
гуманизма и социального мелиоризма Джона
Дьюи его утопический проект,
концентрирующийся вокруг понятий "солидарность",
"коммунальность", не перерастает ни в
культурно-политическую критику, ни в
социальный реформизм. Весь его критический
запал ограничивается стенами Академии,
направлен на разрушение сложившихся
канонов философской деятельности и
этической веры фи-лософов в нужности их
дисциплины для обоснования гуманизма.
Ранее мы уже говорили, что Рорти оставил за
философией коммуникативную функцию в
культуре и, по-видимому, считает
неопрагматизм хорошей кандидатурой для ее
выполнения. И все же коммуникативность
мыслистся им чрезвычайно узко: ее поле
ограничено кругом интеллектуалов,
ощущающих тесноту тех или иных дискурсов и
потребность к коммунальности. Представляя
философа в виде игрока со своими правилами,
участвующего в игре с меняющимися
правилами и озабоченного только тем, чтобы
игра продолжалась, а партнеры
сосредоточились на коммунальности действа,
а не разъединяющих факторах (политических,
культурных, дисциплинарных и т.д.), Рорти
крайне ограниченно понимает возможности
применения профессиональ-ных умений
философа в культурной практике. Например, в
практике образования18, не говоря уже
обо всем ином.
Философия Дьюи дает большой простор для
различных толкований ее релевантности
современности. Понятно, что она по-разному
ви-дится в разных социокультурных
контекстах - в странах с устоявши-мися
демократическими институтами, где
сцементировавшие эти инс-титуты идеалы
Просвещения подвергаются переосмыслению и
корректи-ровке, и странах, только вставших
на путь строительства такого рода
институтов и с трудом высвобождающихся из
под гнета тотали-тарных идеологий, как,
например, Россия. В первых могут фокусиро-ваться
теоретические слабости философского
обоснования либерализ-ма, просвещения; во
вторых, скорее всего, обратят внимание на
здравость многих предложенных Дьюи
философских средств при обос-новании
разумности, универсального образования,
деятельностных потенций человека и на
возможность их использования для высвобож-дения
критического потенциала мышления,
повышения сопротивляемос-ти разума
мифологическим идеологиям и силам,
манипулирующим людь-ми. Не исключено, что
работы Дьюи, как и других великих философс-ких
либералов XX в. - Б.Рассела и К.Поппера, -
найдут в России наиболее чуткую и
заинтересованную аудиторию.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
The Lingvistic Turn /Ed. R.Rorty. Chicago, London, 1967.
2.
В России и в бывших республиках СССР
преподаватели фило-софии, еще вчера не
признававшие иных классиков, кроме Маркса,
Энгельса, Ленина, сегодня открывают на
своих национальных полях собственную
классику, подчас поднимая на щит откровенную
архаику.
3.
W h i t e M. Pragmatism and the
American Mind. London, Oxford, New York, 1973. P. 10.
4.
Историк Джон Смит считает, что в понятие "универсальное
образование" Дьюи вкладывал более
широкий смысл, нежели это при-нято думать.
"Идея универсального образования, за
последнее сто-летие более серьезно
воспринятая в Америке, нежели в других стра-нах,
часто понимается только в терминах
демократии возможностей. Верно, конечно,
что она внутренне связана с идеалом
предоставле-ния каждому человеку равной
возможности развивать его собственные
потенции и таланты. Вместе с тем у дьюевской
идеи универсального образования есть еще
более глубокое основание: она означает обра-зование
всего народа, образование нации и через них
образование эпохи. Ее смысл, скорее, в
переориентации, начиная с элементарного
уровня, всей культуры. Вовлечение всего
населения в образование создаст больше
шансов для успеха социальной трансформации
- изменения базисных социальных,
экономических и политических условий". (S
m i t h J.E. The Spirit of American
Philosophy. New York, 1966. P. 132‑133).
5.
Хочется отметить, что в дореволюционной
России эту суть творчества Дьюи как раз
поняли. С 1907 по 1922 гг. были переведе-ны и
опубликованы (с многочисленными
переизданиями) пять его ос-новных
философско-педагогических работ: Школа и
общество (М., 1907); Психология и педагогика
мышления (М., 1915); Школы будуще-го (М., 1918);
Школа и ребенок (М., 1922); Введение в философию
воспитания (М., 1921).
6.
D e w e y S. Reconstruction in Philosophy. Bostоn, 1948. 7. Ibid.
8.
Более подробно о философском натурализме
см.: Ю л и н а Н.С. Проблема метафизики в
американской философии XX века. М., 1978.
9.
О философско-педагогической
концепции М.Липмана см.: Ю л и н а Н.С.
Философия для детей. //Вопросы философии. 1993.
N: 9.
10.
R o r t y R. Philosophy and the
Mirror of Nature. Prin-ceton, 1980. P. XIII. Кстати сказать, сам
Куайн не разделяет та-кого вывода и не
принимает "эпистемологический нигилизм".
11.
Ibid. P. 317.
12.
R o r t y R. Consequences of
Pragmatism. Minneapolis, 1986. P. XVII-XVIII.
13.
Ibid. P. 84.
14.
Ibid. P. 87.
15.
П о п п е р К. Логика
и рост научного знания. М., 1983. С. 35‑36.
16.
H a l l D. Richard Rorty: Prophet
and Poctob the New Pragmatism. Albany, 1994.
17.
W e s t C. The Politics of American
Neo-Pragmatism //Post-Analytic Philosophy. Ed. J.Rajchman, C.West. New York,
1985. P. 271‑272.
18.
Для систематического образования, конечно,
"поэтические" или "ироничные"
формы философии, вряд ли, годятся. Новичков,
при-ходящих в философию, можно обучать на
произведениях Платона, Де-карта, Юма, Канта,
Дьюи и др. Можно эффективно обучать,
используя работы философов-аналитиков.
Сомнительно, что это можно делать по
работам Рорти.