США,  РОССИЯ  И  СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ  БЛОК:

НАТО  В  ПОИСКАХ НОВЫХ  ПРИОРИТЕТОВ

 

М.Я.ПЕЛИПАСЬ

 

 


Ц

епь событий конца 80-х - начала 90-х годов породила ощущение, и не только у специалистов в области международных отноше-ний, которое можно передать словами Гамлета: “Распалась связь времен”. Разноречивые оценки получили попытки американских поли-тологов Фр.Фукуямы и С.Хантингтона предложить новые парадигмы развития мира на рубеже XXI в. Продолжается дискуссия и по многим проблемам текущей мировой политики, в том числе и о приоритетах и перспективах деятельности Североатлантического блока.

НАТО представляет собой любопытный феномен послевоенных международных отношений. Возникнув в ответ на угрозу (реальную или мифическую) со стороны Советского Союза, организация просущество-вала до настоящего времени, тогда как блоки и военные союзы, созданные при активном участии Соединенных Штатов в других районах мира, либо распались, либо утратили свое значение. Стабильность Североатлантического блока не в последнюю очередь объясняется большой осторожностью его участников, особенно США, в вопросе расширения членства организации1. Возникавшие ранее споры между участниками Североатлантического союза касались проблем стратегии и тактики, распределения ответственности. В 90-х годах речь идет об обоснованности сохранения военной организации. НАТО утратила основного противника - Организацию Варшавского Договора.

Политологов, историков и специалистов в области международных отношений, анализирующих итоги “холодной войны” и обсуждающих проблему сохранения и реформирования НАТО, можно, используя дос-таточно традиционные подходы, условно разделить на “реалистов” и “идеалистов”. “Реалисты” оценивают нынешнюю международную ситуацию в Европе как следствие “победы” НАТО над Организаци­ей Варшавского Договора, а “идеалисты” - как триумф западной идеологии над марксизмом-ленинизмом-сталинизмом. Оценки “реалис­тов” - это исходный пункт для предложений о реструктуриро­вании Североатлантического блока. С их точки зрения для стабильности мира сохраняющийся на любом уровне военный потенциал России должен уравновешиваться потенциалом стран НАТО. Для выполнения данной задачи НАТО следует адаптироваться к складывающимся новым отношениям Соединенных Штатов и Западной Европы.

Эти отношения характеризуются стремлением США, в определенной степени из-за изменений в настроении американского общества, уменьшить бремя лидерства, в то же время продолжая определять стратегические приоритеты Североатлантического блока. Объеди­ненная Европа все в большей степени претендует на равенство с Соединенными Штатами в экономической сфере и это усиливает “чувствительность” европейцев в отношении сохраняющейся военной гегемонии США в НАТО. Предлагаемая “реалистами” модель развития трансатлантических отношений предусматривает создание на основе Западноевропейского союза и Европейского экономического сообщес­тва некой объединенной западноевропейской политической системы, которая могла бы строить на равных отношения с Соединен­ными Штатами.

Фактически этот проект предлагает реализовать отвергнутую в период создания Североатлантического блока идею Дж.Ф.Кеннана о заключении трансатлантического соглашения между США и Канадой, с одной стороны, и Западным союзом - с другой. В условиях середины 90-х годов заключение договора между западноевропейской политической системой и Соединенными Штатами могло бы превратить НАТО в союз равных партнеров. Организацию Североатлантического договора в этом случае можно было бы переименовать либо в Организацию европейско-североатлантического договора - ЕНАТО, либо в Организацию европейско-американского союза - ЕААО. Реструктурирование НАТО дало бы возможность Соединенным Штатам снизить свое военное присутствие в Европе до символического уровня, иметь высоко мобильные подразделения на собственной территории и по-прежнему обеспечивать ядерный “щит” для европей­ских стран. Вкладом Европы в оборону Запада являлись бы конвенци­ональные силы и ядерное вооружение Англии и Франции. По мнению “реалистов”, объединенная Германия станет активным участником процесса дальнейшей политической интеграции Европы, а более интегрированная Европа сможет сдержать внешнепо­литические амбиции Германии. Кроме того, реформирование НАТО может уменьшить вероятность возврата Европы к системе отношений, существовавшей до второй мировой войны2.

Предлагаемая модель реструктури­рования НАТО не решает всего комплекса проблем европейских международных отношений в частности и потому, что оставляет открытым вопрос, в чью пользу окончится борьба за так называемое “русское наследство”. Другими словами, неясно - в интересах ли объединенной Европы устанавливать более тесные партнерские отношения с бывшими социалистическими странами Восточной и Юго-Восточной Европы? Кроме того, реформирование Североатлантическо­го блока не способно изменить его сущности. НАТО остается традицион­ным военно-политическим блоком - наследием “холодной войны”, направленным против угрозы извне. Развиваемые “реалистами” планы в значительной степени носят академический характер, а создание западноевропейской политической структуры вряд ли возможно в ближайшие годы.

“Идеалисты” предлагают свою модель. Речь идет о создании системы коллективной европейской безопасности через трансформацию НАТО в организацию политическую, призванную предотвращать и раз-решать международные конфликты. Статья 10 действующего Североат-лантического договора предусматривает присоединение к нему евро-пейских государств, принимающих на себя соответствующие обяза-тельства. “Идеалисты” исходят из того, что основой НАТО является единство моральных и духовных ценностей, т.е. приверженность демократии, признание свободы личности и верховенства закона. Следовательно в НАТО могут быть включены те страны, в которых такие принципы приняты в политической и общественной жизни. По этому критерию бывшие социалистические страны Европы, включая Россию, должны стать членами Североатлантического блока3.

Однако исторический опыт свидетельствует, что для складыва-ния коллективной организации требуется решить вопрос, каким обра-зом цели отдельных государств могут быть достигнуты совместно с другими странами. В настоящее время разработанной концепции взаи-моотношений стран НАТО с государствами Восточной Европы и Россией не существует, а у последних нет пока и полного понимания, в чем состоят их национальные интересы.

Анализируя содержание дискуссии между “реалистами” и “идеа-листами” приведем аргументацию специалистов, как сторонников ре-формирования НАТО, так и их оппонентов. Проект расширения сферы деятельности Североатлантического договора подготовлен известной аналитической организацией “Рэнд корпорейшн”. Исходной является констатация ситуации многофакторного кризиса в Европе, составляю-щими которого являются спад в экономике, политическая нестабиль-ность в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, усиление на-ционалистических настроений и конфликты на этнической почве. По мнению авторов анализа, на восточных и южных рубежах НАТО возник-ли две “дуги кризисов”. Одна - восточная - с севера Европы прохо-дит между границами Германии и России и дажее захватывает госу-дарства Средней Азии. Вторая дуга - южная - охватывает Северную Африку, Средиземноморье, Ближний Восток и Юго-Восточную Азию. Обстановка в посткоммунистических странах Европы рассматривается по аналогии с историей Веймарской Германии. Предполагается, что правящие слои в этих странах будут пытаться решать внутриполити-ческие проблемы с помощью нагнетания напряженности в отношениях с соседними странами. Поскольку государства Центральной и Юго-Восточной Европы относятся к периферии Европы, их судьбы и отношения между ними мало интересу­ют страны НАТО, но исторический опыт вынуждает считаться с тем, что локальные конфликты на национальной основе могут перерасти в большую войну. Вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии в этой связи могут рассматриваться как возможная модель начала такой войны из-за отсутствия надежно действующей международной структуры, обеспечи­вающей европейскую безопас­ность.

Роль гаранта безопасности в Европе, считают сотрудники “Рэнд корпорейшн”, должна выполнить НАТО, так как ни члены Европейского экономического сообщества, ни участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе не способны к совместным действиям. НА-ТО следует реформировать в направлении расширения сферы действия договорных обязательств и заключения дополнительного соглашения между европейскими странами и Соединенными Штатами. Трансатланти-ческое соглашение должно включать ряд важных положений.

1.Европеизация НАТО и полная поддержка со стороны США дальнейшей интеграции Европы.

2.Усиление военной мощи Германии, войска которой должны иметь право использоваться за пределами германской территории. 3. Интеграция в НАТО посткоммунистических стран Европы через их членство в Европейском оборонительном сообществе.

4.Заключение особого соглашения между членами НАТО о том, что демократизация России является стратегически приоритетной за-дачей Североатлантического блока. По мнению аналитиков, заключение такого соглашения будет особо сложной задачей, так как многие в Европе считают Россию из-за ее размеров, геостратегических по-зиций и глубоких имперских традиций не европейской, в полном смысле этого слова, страной. Поэтому Россия не может быть допущена в число членов основных европейских организаций. Эти соображе-ния вполне обоснованы. Очевидно, что в настоящее время, с одной стороны, ни одно из европейских государств-членов НАТО не поддерживает идею принятия России в Североатлантический блок, хотя об этой и избегают говорить открыто. С другой стороны, идея расширения сферы действия НАТО на Восток болезненно воспринимается в России. Авторы “Рэнд корпорейшн” считают, что “движение НАТО на Восток” займет годы.

5.В трансатлантическом соглашении должна быть непременно намечена конструктивная “украинская” политика Запада. Независимая Украина - одна из важнейших черт стратегического ландшафта Европы. Как определяют американские аналитики, Украина - это “стратегический буфер между Европой и Россией и наилучший гарант против возрождения русского империализма”. Поэтому ни в коем случае нельзя допустить вхождения Украины в федерацию во главе с Россией.

6.Реорганизация НАТО в военном отношении, в частности создание подразделений для действий вне зоны Североатлантического договора4.

После опубликования этого аналитического материала в журнале “Foreign Affairs” вспыхнула дискуссия, в ходе которой ряд участников выдвинули контраргументы, которые сводятся к следующему.

1.НАТО не должно расширять сферу своего действия на Восток, так как это неизбежно вызовет сопротивление России, создаст раскол внутри самого Североатлантического блока и потребует больших расходов. За призывами к расширению НАТО скрывается стремление сохранить ситуацию “холодной войны”. Лозунг “единства Запада” -это наследие “холодной войны”, окончание которой неизбежно приведет к усилению разногласий между европейскими странами. Распространяя влияние на Восток, НАТО не оставит России шансов на влияние в регионе, который столетиями был сферой ее особых интересов. Игнорировать историю в тот период, когда Россия переживает внутриполитическую нестабильность, подорван ее международный престиж и страдают чувства самоуважения русских, по меньшей мере неосторожно.

2.Политика западных стран всегда отличалась глубоким эгоизмом. Те, кто внимательно наблюдает за развитием ситуации в Боснии, вряд ли поверит в надежность каких-либо гарантий со стороны стран НАТО. В качестве исторических прецедентов можно вспомнить политику европейских стран и США в отношении Чехословакии накануне второй мировой войны.

3.Расширение членства НАТО приведет к увеличению военных расходов организации и вызовет дополнительные трения между участниками блока по проблемам приоритетов в стратегии и тактике.

4.Неизбежно обострится вопрос о зонах ответственности европей­ских стран и США в регионе Центральной и Юго-Восточной Европы, тем более что и сейчас, по мнению критиков плана реструктурирова­ния НАТО, “Европа не убеждена в большой мудрости американской внешней политики”.

5.Реформирование НАТО может привести к усилению Германии до опасных пределов.

6.Наконец, планы расширения числа участников НАТО не учитывают изменений в общественном мнении Соединенных Штатов, которые выражаются в лозунге “Америка, вернись домой!”. Его поддерживают многие политики. В частности З.Бжезинский призывает к сосредоточению усилий американского общества на решении внутренних проблем, считая, что настало время для “философской интроспекции и культурной самокритики”. Все большее место во внешнеполитической деятельности США занимает распространение американских традиций, духовных ценностей5.

В январе 1994 г. на совещании стран НАТО на высшем уровне была одобрена программа “Партнерство во имя мира”, которая отодвигает на неопределенное время решение вопроса о приеме новых членов в Североатлантический блок. Документ “Стратегия национальной безопасности США. Стратегия вовлеченности в международные дела и распространение демократии в мире” провозглашает основной задачей политики Соединенных Штатов в восточноевропейском регионе “формировать такие взаимоотношения в области безопасности, которые привязали бы бывшие коммунистические государства к Западной Европе”6. Таким образом, этим странам, включая Россию, отводится пассивная роль в европейских международных отношениях. Исследователи строят  самые разные прогнозы относительно судьбы НАТО7. Но вряд ли эта организация будет распущена в ближайшие годы, а состав членства Североатлантического блока претерпит значительные изменения.

 

 

 


ПРИМЕЧАНИЯ

 

 


1.Kaplan L. NATO and the United States. The Enduring Alliance. Boston, 1988.

2.Krakau K. Reflections on the Future of NATO. Berlin, 1991. P. 12.

3.Flynn G. and Scheffer D.J. Limited Collective Security // Foreign Policy. 1990. Fall. P. 81.


4.Foreign Affairs. 1993. September/October. P. 28‑40.

5. Ibid. P. 41‑49, 97‑109.

6.США: эпи. 1994, N: 11. С. 157.

7.См.: Уткин А.И. Политика США на Североатлантическом направлении // США: эпи. 1995. N: 1. С. 3‑18.

 

 

 

 

назад                     оглавление                 вперед